Русскому человеку положено страдать и преодолевать?
На модерации
Отложенный
Поначалу тебе неловко и неуклюже. В какой магазин пойти и по какой дороге, куда платить за проезд, провоз, пронос. Где найти самые вкусные бейглы, а где – самый крепкий кофе; и ты выходишь в дверь «только для персонала» и оставляешь тележку на стоянке для инвалидов. Ты уезжаешь не в ту сторону – раз, другой, третий. Ты обращаешься к прохожим и путаешься в элементарнейших фразах, слова застревают меж зубов, никак не вылезут изо рта, а как вылезут – чушь, ошибки и произношение ни к черту. Ты такой бестолковый, что сам себя убил бы от возмущения, а окружающие ничего, терпеливо слушают и, кажется, сострадают. Так проходит первая неделя.
Через неделю тебе становится легко. Потом очень легко. А потом возникает странное, противоестественное ощущение себя сыром, который совершает катательно-вращательные движения в масле. Причем – самое странное – без всяких смягчающих обстоятельств навроде шестизначного счета в банке или даже собственной машины! Нет, ты живешь на уровне какого-нибудь местного учителя истории: ездишь на метро, ходишь в соседний супермаркет, ужинаешь в приятных немарких ресторанчиках...
И постепенно с изумлением обнаруживаешь, насколько удобна может быть жизнь. Обычная каждодневная жизнь, в которой бытовые мелочи незаметно складываются в атмосферу глобального комфорта. Самая экзотика – не разноцветные люди, не белки на улицах, не фунты и дюймы, а это диковинное чувство: дружище, о тебе уже позаботились. Сделай одолжение – воспользуйся.
Я вхожу в супермаркет и вижу два ряда фруктов: справа – обычные, слева – органик. Я набираю полные руки органика и оглядываюсь по сторонам в поисках пакетов. Через минуту выясняется, что они у меня под носом, да и вообще, через каждые два метра. Я неуверенно тяну за хвостик – вытаскивается ровно один пакет, который отрывается сам собой. Просто потому, что так спроектирована держалка.
Наверху висят полезные хозяйственные мелочи, от поварешки до швейного мини-набора. Вдруг я вижу то, что долго и упорно искала в Москве: мягкие подкладки под ножки стола, чтобы не качался и не протирал ковер. Попробуйте месяц посидеть за качающимся столом и поймете, почему я жадно схватила три упаковки... Помяла и повесила обратно: здешний-то стол стоит как вкопанный.
На кассе обнаружилось, что мне надо лишь прокатать карту и расписаться, а все покупки упаковывает кассирша. Ей это легко, потому что пакеты насажены на специальную распорку уже в открытом виде: она раскладывает туда продукты и передает мне готовую кладь. Каждый пакет – двойной, на всякий случай.
Или я сажусь в пригородную электричку, которая идет из Манхэттена на запад, в глубь штата Нью-Джерси. Прохожу по первым трем вагонам – чисто, двухэтажно, вайфайно.
Только народу почти битком (один пассажир на два сиденья), и я устремляюсь в четвертый вагон, который абсолютно пуст, но отделен небольшой перемычкой. Пролезть под нее нетрудно, но почему-то не хочется, и я спрашиваю у аккуратного кондуктора в фуражке, мол, а можно мне туда, где пусто и отделено перемычкой? Он смотрит как-то сочувственно и говорит: «Увы, мэм, нельзя. Это такая система: на первой станции открываются ближайшие три вагона, заполняются пассажирами. На следующей станции – другие три и так далее. Путь неблизкий, остановок много, и надо, чтобы люди могли сесть в пустой вагон даже в час пик. Поискать вам место?»
Или я захожу в универмаг, беру корзинку с непонятной длинной ручкой. Привычно набираю всякой всячины, пока корзинка не перестает быть таскабельной. Задорно по-русски волоку ее к кассе и вдруг слышу оклик: «Зачем же вы несете такую тяжесть!» Ко мне подбегает девушка, ставит корзину на попа, берется за ту самую длинную ручку и легко везет ее к кассе. «У нас же большой магазин – значит, корзинки обязательно должны быть на колесах», – объясняет она с выражением лица, как у того кондуктора.
Комфорт всеобъемлющ и всепроникающ: натер ногу туфлями – в любой аптеке есть стеллаж с пластырями, спецстельками, кремами и подушечками; купил цветы – получи в придачу пакетики с удобрениями и бумажку с инструкциями; кончился крем – приходи в «Сефору», получи бесплатно три разных баночки на пробу. Дружище, о тебе уже позаботились. Сделай одолжение – воспользуйся.
К чему я все это рассказываю, душу травлю? Ведь самое страшное не то, что у нас не так. Страшно то, что для русского человека бытовой комфорт в принципе аномалия. Наши бабушки сражались за буханку хлеба, мамы – за пару джинсов, мы сражаемся с холодной водой летом и с грязными дорогами зимой. Схема, успешно проверенная веками: русскому человеку положено страдать и преодолевать, а не преодолеешь – не выживешь. Когда преодолевать нечего, происходит сбой в матрице. Потому что огромное количество сил и энергии, ежедневно уходящее на бытовое выживание, остается в тебе. И с этим нужно что-то делать, как-то расходовать. А как русский человек приучен расходовать лишние силы?
В 1971 году в Ленинград приехал именитый французский профессор – читать лекции в ЛГУ. К нему приставили переводчиком моего отца, тогда пятикурсника. И где-то через неделю профессор сказал ему, доверительно склонясь над тарелкой с супом в университетской столовой: «Знаете, Серж, в чем разница между русским и европейцем? У нас все слишком легко, слишком удобно. И это расслабляет. А в вашем вечном русском преодолении есть что-то особенное – вас с детства растят бойцами!»
Наполеон с ним согласился бы. А вот наши бабушки – вряд ли.
Комментарии
Лестно принадлежать к народу, которой превыше всего ставит духовность, чужд приземленному. Этот миф ведет к оправданию рабства, нищеты, неустроенности, которая оборачивается деградацией населения. Во все времена многие политики, считающие себя патриотами, утверждали, что без "голодухи", "без страданий" наш народ не "будет глубок духом".
Новые "патриоты" призывают нас "не врастать в землю", не заниматься благоустройством. Авторы "Русской доктрины", представленной на суд общественности в гостинице Golden Palace на острове Корфу в октябре 2005 года, в разделе "Образ России для нации и мира", утверждают, что вся беда наша от соблазнов сытости. Хрущев перевел русского человека из бараков в пятиэтажки, а комфорт для русского человека опасен, ибо "комфорт имеет оборотной стороной внутреннее опустошение".
Эта фразеология отдает высокомерием людей, которые всегда жили в сытости и комфорте и не понимают, что значило для людей 50-60-х годов получить собственное жилье, приличную одежду и мебель.
Им не понять, что более лучшее жилье спасало людей от туберкулеза и др. болезней.