Пышные усищи Юргена Шремппа сейчас траурно поникли, и весь облик гендиректора концерна Daimler-Benz AG мало напоминает того живчика, который ровно пять лет назад крепко пожимал руку президенту Путину, «почти договорившись» о строительстве под Санкт-Петербургом завода по сборке меринов «С» и «Е» класса.
Печаль на душе германского топ-менеджера, как и переполох на всех интернациональных предприятиях Daimler-Benz, вообще-то не связаны с тем «чюз!», то есть «прощай!», что пришлось сказать всем бизнес-планам концерна в России из-за непреодолимых бюрократических препонов. Просто 1 апреля, в День смеха, ожидается решение суда США, способное вызвать слезы у флагмана автопрома ФРГ.
Лимузин для Кремля с доплатой
Некоторые московские СМИ уже поторопились возмутиться: мол, руками министерства юстиции США, а также американской SEC (комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям) джентльмены «в пробковых шлемах» пытаются уничтожить западноевропейского конкурента и расширить рынок сбыта для собственных авто.
Надо заметить, что у немецких специалистов такой неуклюжий агитпроп ничего, кроме вежливого недоумения, не вызывает.
— Если на биржах какого-то государства разыгрываются акции наших предприятий и если в них что-то не в порядке, почему бы этому государству не защищать свою экономику? — вопросом на вопрос ответила Гизелла, ведущий юрисконсульт старейшего в Штуттгарте адвокатского бюро.
К тому же, как стало совсем недавно известно, первый сигнал о «Даймлер»-афере» поступил еще 6 лет назад в штатовское ФБР. Один из менеджеров американского филиала немецкого автоконцерна посчитал себя несправедливо сокращенным и поведал федеральному спецагенту про то, как оптовый приобретатель «Мерседесов» из Китая получил от германских «фирмачей» 25 000 долларов «премиальных». Которые для сокрытия от налогов перебросил на укромный счет в Хьюстоне.
За относительно короткий срок оперативно-следственной разработки борцам с международной коррупцией удалось выявить свыше двухсот фактов подкупа государственных чиновников в 22 государствах. В десятке лидеров оказались Египет, Греция, Индонезия, Сербия, Таиланд, Венгрия, Турция… Со значительным отрывом от них лидирует наша держава.
Если верить The New York Times и некоторым германским изданиям, закупки лимузинов повышенной комфортности класса «С» осуществляли за счет налогоплательщиков не только ФСО — для кремлевских и МВД с МО — для министерских. Среди «господ приобретателей» хватает руководителей республиканского, краевого, областного и городского, а то и районного уровней.
Схема махинаций на предварительную сумму 64 млн 600 тысяч евро банальна. Значительное число дилеров «Даймлер-Бенца» не могли не среагировать на «русское предложение, от которого нельзя отказаться» (формулировка, прозвучавшая в одном из австрийских ток-шоу). Покупатель настаивал на максимально высокой цене товара. Лишь новичок на российском рынке в таких случаях пугается и готов звонить в психушку. Чуть более опытный сразу понимал, что к чему. И переправлял откат на приватный счет.
Только в прибалтийских банках, если верить американцам, «от «Даймлера» для русских» набирается 3 млн 300 тыс. евро. И некоторые из бывших советских республик укрывать эти грязные деньги вовсе не намерены.
Рижский бальзам на аудиторскую душу
Охотнее всех навстречу международным финансовым проверкам идет Латвия. И если Москва, по определению Биргит Галли, одной из виднейших германских специалисток по разработке антикоррупционных схем, «остается для зарубежного исследователя надводной частью айсберга», Рига превратилась в ту «каплю воды, в которой отражается океан мздоимства».
На греховном примере компании EvoBus можно проследить все этапы «кровосмешения» местной власти с иностранным бизнесом. Ведь ради закупки 117 автобусов муниципальными предприятиями Tālava и Imanta (что принесло «Даймлеру» 50 млн долларов чистой прибыли) немцам пришлось подарить паре латвийских чиновников по «Майбаху», а дети нескольких «решаемых людей» были пристроены на высокооплачиваемые должности в германские фирмы.
Что совсем уж примечательно: эту серию правонарушений открыла факсограмма от балтийского дистрибьютора концерна. Мол, в тендере на закупку автобусов, объявленном департаментом сообщений гордумы, наверняка «победит» конкурент, который уже занес в управу конверт с открыто названной в том факсе суммой.
Со временем уступки вымогателям превратились в систему. Сынку туркменского VIPа «Даймлер» за красивые восточные глаза преподнес лимузин себестоимостью в треть млн евро. Аналогичный «подарок нужному начальнику» к свадебному столу подкатили в Индонезии.
1,65 млн долларов сверх запланированной прибыли концерн отхватил во Вьетнаме. После махинаций с выставочными образцами и налогами.
Ну а уж в Китае, единственной державе, умудрившейся в коррупционной бенцевской «табели о рангах» обогнать даже Россию, на одни только бесплатные круизы и прочие развлечения для местных бонз «Даймлер» потратил с 1998 по 2008 год более 4 млн евро. Примерно столько же рассовав по чиновничьим карманам пошлой наличкой.
Большая цена «мелких» грешков
— Это мы дома обязаны работать по-честному. А среди этих… — Алоиз, пожилой служащий громадного Mercedes-Benz-Museum, пытается, но так и не находит слов для определения зарубежных партнеров, подставивших, по его мнению, германский концерн.
— Мы экспонируем свыше 160 образцов нашей продукции. Начиная с трехколесной «самобеглой коляски» герра Бенца 1885 года выпуска. И заканчивая этим вот суперсовременным CLK63 AMG… А вот карта мира с филиалами крупнейшего производителя автобусов, грузовиков и автомобилей класса люкс. Смотрите, мы — на всех континентах. И везде, где народ живет честно, мы работаем по-честному.
Похоже, старине Алоизу плевать на публичные заклинания Ханса-Юргена Стефана, ведущего специалиста известной консалтинговой фирмы, работающей над проблемами снижения производственных рисков. И на предостережения Петера фон Бломберга, одного из руководителей антикоррупционной организации Transparency International:
— В обществах, где законы обязательны для всех, компании, решившиеся на подкуп, столкнутся с неизбежным ущербом! Зачастую он не просто огромен, но и разорительно невыносим!
Действительно, быть коррупционером в нормальной стране нелегко даже чисто физически. На судебном процессе по делу «Сименса» один из взяткодателей на полном серьезе просил не лишать его свободы потому, что он страдает от болей в спине после переноски тяжеленных чемоданов с наличностью для потенциальных заказчиков. Только на постсоветском пространстве этому менеджеру приходилось откатывать будущим оптовым заказчикам продукции «Сименса» до 10 млн евро в год.
В итоге — 800 млн штрафа. Пять из которых вынужден был выложить из собственного кармана бывший шеф фирмы Генрих фон Пирер.
А недавно в Германии за финансовую нечистоплотность поплатился автопромышленный гигант MAN. Взыскания в казну за «незаконные комиссионные выплаты от продажи грузовиков» составили 150 млн 600 тыс. евро. Ожидается, что с бывшего уже босса Хакана Самуэльссона персонально взыщут 2 млн.
Ну а для «Даймлера» череда кошмаров только еще начинается. На днях в Германии сразу 16 прокуроров, 60 полицейских и 8 налоговых инспекторов провели обыски на полутора десятках производственных объектов концерна. Один из топ-менеджеров арестован.
До этого жестоко попал управленец, представлявший интересы Daimler-Chrysler в Нигерии. SEC взяла его в такой оборот, что после многочасового допроса менеджер предпочел добровольно свести счеты с жизнью.
По оценкам экспертов, самым благоприятным исходом для германского автогиганта будут 185 млн долларов в американскую казну. С учетом судебных издержек и репутационного ущерба сумма убытков может даже удвоиться.
Комментарии
Мы спросили представителей государственных органов, как происходит закупка служебных автомобилей.
Виктор Анатольевич Хреков, пресс-секретарь управления делами президента:
— Если нужно закупить автомобили, объявляется конкурс, называется сумма, назначается комиссия из сотрудников управделами, проводится тендер. Все гласно, все предложения выставляются на сайте goszakupki.ru. Рассчитано, что открытость исключает откаты. По крайней мере я об откатах ничего не слышал. При этой системе тендеров некому откатывать.
Что касается «Мерседесов», последние десять лет мы их не закупаем. Раньше модельный ряд нашего автопарка составлял 15—20 моделей. Но это было нерационально, поскольку у каждой модели своя система обслуживания. И девять лет назад была принята программа унификации нашего модельного ряда автопарка. Сейчас, если говорить о легковых автомобилях, это три основные марки: БМВ, «Форд» и частично «Волга». Стараемся, чтобы это была продукция, произведенная на территории России. У Конституционного суда есть «Мерседесы», да, но суд купил их самостоятельно, еще до нас — мы КС обслуживаем только два года.
Пресс-служба ФСО:
— Мы спецслужба. У нас есть информация, которая является закрытой и которую мы не можем разглашать. Вопрос у вас достаточно серьезный, над ответом должны работать специалисты. А наш специалист по своей воле не может поговорить с журналистом и рассказать ему какие-то детали служебной деятельности. Пишите официальный запрос. Рассмотрим в течение месяца.
Дмитрий Вадимович Яценко, директор автопредприятия управления МИД:
— Мы сейчас машины вообще не покупаем. Мы их берем в лизинг в той компании, которая дает лучшие условия. Сейчас нас обслуживает лизинговая компания «Юниаструм Банка». В этом году мы взяли 20 «Тойот Камри». Само министерство иногда покупает машины и дает нам, чтобы мы их возили на их транспорте. Но я не знаю порядок этих покупок. Вообще новые машины министерством давно не покупаются, потому что тема с лизингом очень выгодная.
Комментарии