«СОБРАНИЕ ТАЙН»
На модерации
Отложенный
Опасная секта перебазировалась из Крыма в Россию и пустила корни в Нижегородской области. В Крыму эта организация была официально зарегистрирована как монастырь йоги «Гухьясамаджа». Командовал «йогами»… бывший замполит, который девяностых годах прошлого века, следуя веяниям времени, сменил военную форму на одежды восточного гуру, а томики Ленина и Маркса – на трактаты по индийской философии.
В Симферополе монастырь преследовали громкие скандалы: один из адептов уморил себя голодом до смерти, еще несколько человек попали в психушки. Кроме того, достоянием гласности стали связи «йогов» с японской тоталитарной и террористической сектой «Аум Сенрике», которая «прославилась» газовой атакой в Токийском метро в 1995 году. В 2000 году Симферополь посещали японские журналисты, занимавшиеся расследованием международных связей «Аума». Их интересовала «Гухьясамаджа».
В 2001 году крымские власти инициировали судебный процесс, чтобы лишить монастырь регистрации. К слову, это был первый (и, насколько мне известно, последний) случай такого рода на Украине. Однако «йоги» во главе с гуру не стали дожидаться решения суда, быстро распродали недвижимость, которой владели, и эмигрировали в Россию.
Как выяснилось, российская почва оказалась благоприятной для экзотического культа. Организация изменила название и превратилась в монастырь «Собрание тайн». Последователи замполита купили дома в деревнях Чухломка и Волово Ветлужского района Нижегородской области. Теперь для них это что-то вроде местной Шамбалы. Злые крымские языки уже окрестили новое место дислокации «йогов» святой Чухломой.
Официально организация зарегистрирована в Санкт-Петербурге как Центр лайя-йоги. Гуру-замполит развил бурную деятельность: в нынешнем году его Центр провел в Москве международный конгресс с участием иностранных «учителей», в котором приняли участие около полутора тысяч человек, а также конференцию в украинском городе Коблево. Говорят, на следующий год запланировано проведение в столице России международного конгресса.
Думаю, российской общественности будет нелишне ознакомиться с «кратким курсом» истории скандальной религиозной организации, которая, потерпев неудачу в Крыму, обосновалась на территории России.
СЕКТА
Так называемый монастырь (ашрам) йоги «Гухьясамаджа» был создан в Крыму около 1995 года. Повторимся: не подлежит сомнению, что эта организация была в той или иной мере связана с японской террористической сектой «Аум Синрике». В симферопольском ашраме жили члены московского филиала «Аум», перебравшиеся в Крым после того, как организацию запретили в России. Очевидцы свидетельствуют, что симферопольские «йоги» активно использовали аумовские техники контроля сознания. Судя по тому, что желающие уйти в монахи часто жертвовали секте все движимое и недвижимое имущество, обработка психики неофитов была весьма эффективной.
Напомним: в результате распыления адептами «Аум Сенрике» в японской подземке разбавленного зарина (нервно-паралитический газ) двенадцать человек погибли, более пяти тысяч получили отравления. Так что в некотором смысле главу секты, «пророка» Секо Асахару можно считать предшественником бен Ладена.
Помимо теракта в токийской подземке, члены секты Асахары были замешаны и во множестве других преступлений. Большинство лидеров этой террористической организации оказались за решеткой. Сам Асахара в 2004 году был проговорен японским судом к смертной казни.
Один из мощнейших заграничных филиалов организации был создан и функционировал в России. С Асахарой встречался бывший вице-президент России Руцкой.
После теракта в метро и серии скандалов внутрироссийского масштаба секта была официально запрещена, но ее деятельность не прекратилась. Уже в 2001 году во Владивостоке были задержаны, а впоследствии и осуждены российские последователи Секо Асахары, которые планировали совершить теракты на территории Японии для того, чтобы заставить японское правительство освободить «учителя» из тюрьмы.
По сведениям некоторых московских источников, в Крыму начало работы миссионеров «Аума» относится к 1994 году. Тогда пожилая учительница, проживавшая в селе неподалеку от Симферополя, отправилась в Москву на семинар секты Асахары. Вернувшись в Крым, она занялась организационной деятельностью и регулярно посылала в московский филиал анкеты желающих вступить в «Аум». Но, в конце концов, учительница стала монахиней и перебралась в Москву, бросив сколоченную ею группу.
Несмотря на то, что симферопольский монастырь йоги «Гухьясамаджа» был создан в 1995 году, официальную регистрацию он получил лишь четыре года спустя. Все это время госкомитет Украины по делам религий «изучал вопрос». Смущение чиновников легко объяснимо. В заключении киевских экспертов госкомитета сказано буквально следующее: «Культовая практика, психофизические методы усовершенствования последователей сангхи (т. е. монашеской общины — О.М), как и это вероисповедание, новые не только для Украины, но и для религиозной карты мира». Другими словами, духовный «коктейль», составленный «йогами» из учения Асахары, индуизма и тибетского буддизма, экспертиза признала новой религией.
Кроме чиновников, экзотическое вероучение насторожило и психиатров. Они предположили, что используемые в монастыре методики изменения сознания могут приводить к нервно-психическим расстройствам.
Впрочем, несмотря на отрицательные отзывы экспертов, в апреле 1999 года монастырь все-таки был зарегистрирован. К 2000 году там постоянно проживало около тридцати монахов и полумонахов. Однако на самом деле в ашраме обреталось гораздо большее количество людей, не только крымчан и украинцев, но и граждан России, Казахстана.
Интересно, что жили монахи в здании казармы, выкупленном на деньги, которые были получены от продажи пожертвованных неофитами квартир. Внутренние правила монастыря также напоминали устав военной организации. Одним из обязательных условий для новообращенных был разрыв всех связей с внешним миром. В первую очередь, родственных.
Анкета, которую заполнял каждый, кто желал вступить в ашрам, была похожа на полицейское досье. «Учитель» интересовался датой и местом рождения неофитов, их национальностью, гражданством, домашним адресом и телефоном, образованием, составом семьи, отношениями с Уголовным кодексом. Венчал все, надо полагать, самый важный пункт: «Сумма внесенных пожертвований».
Гуру-бизнес оказался весьма прибыльным. «Йоги» приобрели видео- и оргтехнику, купили новенький импортный микроавтобус, издали массу литературы, в которой имя «учителя» стоит в одном ряду с именем Иисуса Христа. Эта литература распространялась не только в Симферополе, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Число лекций гуру, записанных на видеокассеты, уже в то время приблизилось к двум сотням.
УЧИТЕЛЬ
Гражданин России Валерий Минцев, человек с неясным прошлым, назвавшийся экзотическим именем Свами Вишну Дэв, появился в Симферополе в конце 1994 года. Он утверждал, что получил посвящение от «гималайского аскета Свами Брахмананды», у которого учился десять лет.
Из автобиографии Вишну Дева-Минцева, изданной монастырем в 2000 году, следовало, что будущий гуру уже в восьмилетнем возрасте пережил первые «духовные опыты просветления», в тринадцать писал фантастические рассказы, в четырнадцать стал «учеником мага», а к совершеннолетию успел проштудировать сочинения восемнадцати самых великих философов. Позже этот «гигант мысли» сам написал несколько десятков философских трактатов, в том числе и по «критическому солепсизму» (так в тексте автобиографии). При этом «философ» так и не научился грамотно писать слово «солипсизм». Впрочем, подобные мелочи последователей новоиспеченного «учителя» не интересовали.
О подробностях своей мирской жизни Вишну Дев распространяться не любил, поскольку якобы дал обет молчания. Для непосвященных мирян он был почти недоступен. Стоило немалых усилий выяснить факты реальной, а не выдуманной биографии новоявленного «мессии».
«Учеником гималайского аскета» оказался бывший морской офицер Валерий Викторович Минцев, 1967 года рождения, уроженец города Лозовая Харьковской области. С 1984 по 1988 год Валерий Викторович учился на замполита в Высшем военно-морском политическом училище. С 1988 по 1993 год он проходил службу на Северном флоте (в Североморске) в качестве офицера по воспитательной работе. С 1981 по 1987 год будущий основатель новой религии был членом ВЛКСМ, а с 1987 по 1990 состоял в КПСС. С военной службы Минцев уволился в 1993 году. Год спустя экс-комиссар объявился в Крыму в роли духовного наставника и отца-основателя нового религиозного учения. Конечно, тоже «единственно верного».
Обитателей монастыря Валерий Викторович держал, что называется, в «ежовых рукавицах». Он был там настоящим маленьким божком. Заповеди монастыря (с пометкой «только для внутреннего пользования») относили к числу главных грехов непослушание гуру. Среди грехов второстепенных упоминалось общение с теми, кто плохо отзывается о гуру. Соответственно, преданность гуру и почитание гуру входили в список главных заслуг монахов.
В одной из книг, написанных Минцевым и изданных монастырем упомянут «поучительный» случай»: во время практики у «гималайского аскета Свами Брахмананды» Минцев, обеспокоенный судьбой оставшихся на Украине родителей, обратился за советом к учителю. Тот ответил, что нужно заботиться не о конкретных людях, а о всех живых существах. Распространение же «истинного знания» и есть проявление истинной заботы.
А вот любопытная цитата из лекции Минцева, размещенной на сайте монастыря «Гухьясамаджа» в сети Интернет: «Через друзей мне предложили посетить одного гуру, который жил за рубежом, и получить от него посвящение. У меня не было денег, так как я не работал. Тогда я решил: нет ничего страшного, если я продам квартиру и на эти деньги съезжу и встречусь с гуру, получу от него наставления по духовной практике. Ведь без квартиры можно жить, а если не овладеть медитацией и не получить духовное имя, то можно умереть как заурядная личность, даже если есть квартира.
Выходит, медитация куда дороже квартиры».
Еще бы: ведь с помощью медитаций бывший замполит приводил своих учеников, избавленных от бремени движимого и недвижимого имущества к «освобождению и просветлению».
О том, что есть путь освобождения в понимании Валерия Минцева, можно судить по рассказам людей, покинувших его общину. В их числе — симферопольцы Алексей В. и его жена Светлана.
УЧЕНИКИ
В конце девяностых годов прошлого века супруги ушли в «чудесный сад цветов Истины» (так именовался монастырь «Гухьясамаджа» в одном из писаний Вишну Дэва-Минцева), оставив в миру двоих несовершеннолетних детей. Алексей пожертвовал общине половину своего дома. Его 16-летний брат, который тоже решил стать «освобожденным», пожертвовал вторую половину. Деньги, вырученные от продажи дома, были потрачены на покупку монастырской казармы.
— В ашраме занимаются «зомбированием», — рассказывала Светлана после ухода из секты. — Это называется: стать иллюзорным телом гуру. Ты должен делать то, что он скажет, думать, как он скажет, стать его руками и ногами. Без этого туда можно не ходить. Тебе предложат или заняться практиками, которые сделают тебя таким, как все, или оставить ашрам. Гуру контролирует всех и все. Личная воля подавляется и замещается волей учителя. Вопросы о прежней жизни гуру считаются неуважением к личности гуру. Это совершенно секретная информация. Если он чувствует, что для того, чтобы ты пришел к нему, нужно быть ласковым, он будет ласковым. Если для этого нужно быть жестоким, он будет жестоким. Он очень хороший, можно сказать, профессиональный, психолог. Он управляет сознанием. Для этого применяются и аумовские, и другие техники.
Среди наиболее действенных техник - так называемые ритриты. Они были обязательны для «йогов», стремившихся быстро достичь «просветления» по рецептам Минцева. Человека, проходившего ритрит, закрывали в абсолютно темную комнату на срок от нескольких дней до двух-трех недель, и он почти непрерывно, часы и дни напролет в полной темноте читал мантры, медитировал, занимался дыхательными упражнениями. Короткие перерывы делались только для приема небольшого количества вегетерианской пищи, два раза в день. Можно представить себе, какое «просветление» наступало в мозгах «йогов» после подобной «духовной» практики.
В книге «Абсолютная реальность», изданной монастырем в 1999 году, описаны духовные опыты сектантов, которые использовали эзотерические техники, предложенные Вишну Дэвом. Судя по описаниям, эти люди испытывали сильную боль в разных частях тела, судороги, их преследовали необычные или пугающие видения, в которых часто действовали боги индуистского пантеона. Сами «йоги», конечно же, считали свои ощущения частью процесса духовного совершенствования».
Светлана и Алексей все же нашли в себе силы порвать с «Гухьясамаджей» и начать строить свою жизнь заново.
Младшему брату Алексея повезло меньше. Юрий пришел в ашрам, будучи школьником. «Духовный» опыт, который он получил, описан в книге «Абсолютная реальность», изданной монастырем в марте 1999 года. Похоже, молодой человек был очарован «учителем» и новыми ощущениями, которые он испытал в результате практик: «О Свами! Вы, словно Драгоценность в Лотосе, показали мне то, что я не являюсь простым школьником, я — бесконечный свет, которому для существования ничего не нужно».
Гуру тоже был доволен своим учеником: «Всего за год он сумел достичь самадхи света, используя эзотерические техники йоги и медитации, которые я ему рекомендовал... Я не сомневаюсь, что он достигнет Высшего Освобождения».
Спустя несколько месяцев семнадцатилетний Юрий угодил в психбольницу, где лечился более полугода.
- Еще в восьмом классе он бросил школу и ушел в «Гухьясамаджу», - рассказывал Алексей. - Собирал пожертвования, прислуживал в ашраме. Он полностью попал под влияние Минцева. По приказу «учителя» Юра поехал в Москву налаживать контакты с бывшими членами «Аум Сенрике». Что там произошло, я не знаю, но когда он вернулся, неадекватность его поведения была видна невооруженным глазом. Какое-то время брата держали взаперти в ашраме, но он периодически убегал. Потом он попадал в милицию, я шел в отделение, забирал беглеца, а через некоторое время история повторялась. В конце концов Юра снова отправился в Москву, и там попал в психиатрическую больницу. Как выяснилось, он пририсовал бороду к фотографии на паспорте и пошел поступать в... Академию ФСБ.
В начале 2000 года Алексей забрал брата из московской клинике и привез в Симферополь. Лечение, назначенное Юрию врачами, помогало лишь на короткое время. Спасло парня только пребывание в православном монастыре – болезнь, которую официальная медицина считает неизлечимой, постепенно отступила. Сейчас Юрий живет в Москве, он работает и вспоминает обо всем, что с ним произошло как о кошмарном сне.
Еще один последователь Минцева, двадцатисемилетний Максим С. был госпитализирован в 2000 году в связи с заявлением матери. Судя по ее рассказам, Максим приехал из Харькова в Симферополь в октябре 1999 года, вскоре после знакомства с одним из монахов «Гухьясамаджи», и поселился в ашраме. Периодически Максим жертвовал монастырю деньги и высказывал мысли о пожертвовании квартиры. Мать полагала, что ее сына «зомбируют». В результате обследования врачи поставили Максиму диагноз: шизоидная психопатия. От лечения Максим отказался и был выписан домой в сопровождении матери.
«ОСВОБОЖДЁН» В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ
К сожалению, далеко не все истории адептов симферопольского монастыря йоги закончились благополучно. Один из них, двадцатилетний киевлянин Богдан Ярощук, умер в августе 2000 года в селе Перевальном, расположенном на полпути между Симферополем и Ялтой. Эксперт, производивший вскрытие, записал в графе «Непосредственная причина смерти» роковой для Богдана диагноз: острая дыхательная недостаточность, вызванная двусторонней бронхопневмонией.
Это была первая странность: ведь от пневмонии, даже двусторонней в наше время умирают не столь уж часто. Тем более, молодые люди. А об атипичной пневмонии в 2000 году еще и слуху не было.
Вторая странность заключалась в том, что в графе «Другие важные заболевания, которые способствовали смерти» значилась «алиментарная кахексия третьей степени», то есть сильное пищевое истощение. По свидетельству врачей, внешне парень выглядел как узник Бухенвальда. Он весил всего 40 килограммов при среднем росте.
Покойный, однако, не был бомжом или беспомощным инвалидом, что хоть как-то могло бы объяснить причины хронического недоедания. Он был вполне здоров физически, жил в доме своего отца, который, кстати говоря, занимался пчеловодством, и, как многие сельские жители, держал корову. Более того, выяснилось, что Богдан Ярощук сознательно морил себя голодом. А причины его отказа от полноценного питания носили религиозный характер. В «Гухьясамадже» Ярощук имел статус полумонаха (это нечто среднее между послушником и монахом).
За несколько месяцев до смерти Богдан лечился в больнице. Врачи ставили ему диагноз: пищевое истощение психогенного характера. Судя по объяснениям медиков, это явление известно давно. На почве различных психологических установок больной не только отказывается от пищи, но и теряет аппетит. Тем не менее, у него нет психических расстройств. Как правило, наиболее подвержены этому заболеванию люди внушаемые, склонные к фанатизму. Особенно много их среди разного рода сектантов, которые полагают, будто могут влиять на законы биологии и космоса. На практике же чаще всего получается, что вместо этого они уничтожают себя.
Из пояснений докторов можно было сделать вывод, что если бы Богдан нормально питался, то он, скорее всего, бы выздоровел.
Отец умершего «йога», Андрей Петрович Ярощук, кстати, бывший в советские времена директором крупного предприятия, принимал в «Гухьясамадже» посвящение вместе с сыном, а монахи были частыми гостями в его доме. Приезжал сюда и Минцев, которого отец и сын считали своим духовным учителем. Вот как объяснил Андрей Петрович причины смерти Богдана:
- Он получил опыты освобождения и потерял интерес к жизни на земле. Он освободился от всего этого. Он достиг истинного видения. Его тело находилось здесь, а сознание — в высших мирах. Этот ускоренный прорыв, который он получил благодаря монастырским практикам, настолько его изменил, что на земле ему было не за что зацепиться.
Андрей Петрович рассказал, что Богдан учился в Киевском институте культуры и увлекался духовной практикой. В сентябре 1999 года он приехал к отцу в село Перевальное, а в октябре они вместе пришли в монастырь. Менее чем через год Богдан умер. Пневмония быстро свела истощенного человека в могилу. Отец, правда, считал, что никакого воспаления легких у его сына не было. Из его слов следует, что смерть Богдана была медленным добровольным уходом. Слова «самоубийство» он не произнес.
Ярощук-старший продолжал поддерживать связь с монастырем «Гухьясамаджа» и после смерти сына. Ярощук-младший был похоронен в Киеве по христианскому обычаю.
Скандалы, связанные с монастырем заставили крымские власти «реагировать на ситуацию». Комитет по делам религий попытался лишить секту регистрации через суд, правда, по формальной причине – за нарушение «йогами» паспортного режима. Конечно, немедленно нашлись защитники, которые заговорили об ущемлении свободы совести и даже направили обращение в Европейский суд по правам человека.
Тяжба тянулась несколько месяцев, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы «йоги» не решили перебазироваться в Россию. Несколько лет о Минцеве ничего не было слышно, а потом он всплыл в Новгородской области.
Заметим, что уже на новом месте жительства повесился один из самых давних и преданных последователей культа, который был рядом с гуру еще в Симферополе – Виталий Оснач. Конечно, утверждать, что это самоубийство стало следствием применения в монастыре техник изменения сознания, доставшихся организации в наследство от «Аум Сенрике», было бы слишком смело. Однако тенденция налицо.
Кто следующий?
Комментарии