Эффект Лемминга

На модерации Отложенный

Киберпанк 80-х г. предсказывал человечеству мрачное будущее: моральное разложение под гнётом сверхтехнологий. Однако даже самые скромные и реалистичные пейзажи классического киберпанка остаются для нас несбыточной мечтой. Если прогресс оправдал бы наши надежды (или опасения), мы уже должны были иметь орбитальные города, полный биоинтерфейс, искусственные интеллекты, киберимплантанты и т. д. Где бесплатное энергообеспечение всего земного шара? Где армии клонов или хотя бы холодильники, забитые клонированными органами для имплантации? Где хоть один омоложенный с 80 до 30 или излеченный от лучевой болезни?

Так почему столько людей верит в экспоненциальный прогресс? Они не видят разницы между качественным и количественным ростом. Для человека 21 века прогресс – это новый цвет брелка, новая мелодия для сотового, новая тысяча мегагерц в процессоре. Что такое сотовый телефон? Это отшлифованное до блеска радио. Технология века позапрошлого. Любой предмет можно отшлифовать, если дать достаточно времени. Доисторические обезьянолюди камни так обтёсывали – что любо дорого. Аэродинамика, точность полёта, все дела. Чем это принципиально отличается от «прогресса», скажем, в сфере автомобилестроения? Чем автомобиль современный принципиально отличается от автомобиля девятнадцатого века? Ничем. В энергообеспечении мы по-прежнему колоссально отстаём от собственного видения прогресса, запечатлённого в научных прогнозах прошлого века. Ядерные реакторы, ветряные станции, солнечные батареи не могут и не в силах заменить углеводород. В медицине ничего нового не появилось. Вся компьютерная обработка данных, томография – это банальная автоматизация изготовления картинок тех или иных анатомических срезов. Информации о состоянии здоровья – она не даёт. Даёт она только два параметра – плотность и объем. Соответствующие результаты диагностики зависит от остроты зрения доктора, и его даже не знаний, а понимания внутренней механики работы организма. Земские врачи в 19 веке умели диагностировать гораздо лучше, чем это делается сейчас. Ибо механику эту знали на живую. А от правильной диагностики зависит и правильность выбора пути лечения.

С каждым годом растёт не только количество произведённых компьютеров, но и увеличивается суммарная мощность вычислительной техники. Однако главное предназначение компьютеров – обработка данных с целью решения конкретных практических задач и, в конечном итоге, получение прибыли – остаётся за бортом прогресса. Количество ПК, используемых не по прямому назначению, стремится к бесконечности. В мире появляется всё больше пользователей равнодушных как к программированию, так и к поиску реферата в интернете. Максимум, для чего им необходим компьютер: прослушивание музыки, просмотр кинофильмов и компьютерные игры. Ради чего тогда увеличивать количество ядер процессора, поднимать пропускную способность системной шины, вести по экспоненте объём жёсткого диска? Компьютер – символ технологического прогресса – стал такой же частью бытовой техники, как и утюг. А много ли применений вы найдёте утюгу?

Рост производительности связываю с увеличением скорости попадания пальцев по клавишам. Нет никакого перехода к более продуктивной деятельности за первые семь лет «самого прогрессивного века всех времён». Прежде чем возмущённый отец-основатель десятка стартапов, служащий атомной станции, диспетчер Шереметьево-2 встанет и швырнёт монитор со статьей в стену, перестанем играть в песочнице и взглянем на «ускоряющийся» прогресс с фундаментальной точки зрения: что конкретно становится лучше, быстрее, продуктивнее?

Мы каждый год читаем отчёты ТОП 500 суперкомпьютеров и каждый год поражаемся их вселенской мощности. Так ответьте мне: что конкретно для вас эти компьютеры сделали полезного? Какие невероятные проблемы современной математики они способны решить? Что за модели военных конфликтов позволяют гражданам нашей страны засыпать не опасаясь всеобщего ядерного уничтожения?

С каждым годом новости «простой человек добился того-то» заменяются на: «роботы научились распознавать эмоции», «компьютер пишет книгу лучше человека», «проиграв компьютерам в шахматы человечество уступает лидерство и в других видах спорта». И на всё мы смотрим с восторгом лемминга, впервые увидевшего океан. Достижения вычислительной техники – это не достижения учёных и всей цивилизации, потому что каждому человеку в отдельности от прогресса достаются лишь крошки – забавные игрушки. Мощь человеческого интеллекта уходит не на решение социальных или экологических проблем, а на достижения некоего абсолюта логических вычислений. Зачем нам это нужно? Правильный вопрос: зачем это нужно компьютерам. И правильный ответ: чтобы стремиться к большему. Гораздо большему, чем может позволить себе человечество.

Феодосий Добжанский, один из самых ярких генетиков-эволюционистов 20 века, эту ситуацию обрисовывал так: «Если мы не будем учитывать возможность мутационного процесса и генетического груза, то надо предвидеть биологический закат вида homo sapiens. Но если мы дадим больным с наследственными дефектами страдать и даже умереть, то мы, несомненно, предвидим закат моральный».

Так или иначе, но проблема существует: искусственное вмешательство человека в механизмы саморегуляции эволюции приводят к необратимым последствиям. Мы заморозили биологическую эволюцию, а где-то даже обратили вспять. Ничего хорошего в этом нет. Как показывает история – не один вид добровольно не отказывался от развития, как не могла отказаться двоякодышащая рыба от воздуха. А если бы могла? Она бы вымерла. Ламинария, доисторическая двоякодышащая рыба, дожила до наших дней, в то время как все её сородичи давно растворились в тысячелетнем слое грязи.
Обратный порядок совершенства

Как продуктивно могут работать миллионы программистов по всему миру зависит от того, как сильно они этого хотят и какие цели перед собой ставят. Восторгаясь красивым дизайном эпохи Web 2.0 и глядя на рост цен на продукты, я прихожу к выводу, что программисты работают за еду, не сильно утруждая себе перевыполнением стандартного рабочего графика. Да и о каком перевыполнение может идти речь, когда цель программирования сводится к написанию кое-как работающей программы. Миф о том, что неуязвимых приложений не существует, придумал генетически неполноценный, застывший в своём развитии вид. Существуют. Летают на орбите и включают свет в ваших квартирах. Есть же действительно хорошие языки программирования, например Ада, а не уязвимый во всех смыслах С, живут где-то талантливые программисты… кто-то же придумал, к примеру, Google, но всё это так далеко от реальной серой массы, что и не заметно на общем фоне...