ПОП-КАРАТЕЛЬ или «Умученный за веру»
На модерации
Отложенный
Иллюстрация к рассказу Гашека
<hr/>
В эти дни 1927 года советская печать сообщала:
«ПОП-КАРАТЕЛЬ
Новосибирск, 25/III. 27 марта в городе Таре выездная сессия сибкрайсуда начнёт слушание дела колчаковского карателя священника Богинского. Богинский начал свою деятельность в 1917 году, организовав в деревне Евгащино контрреволюционный штаб. В период восстания чехо-словаков Богинский за два дня до восстания в Омске ликвидировал советскую власть в Тарском округе. К моменту переворота Богинский непосредственно перешёл к карательной деятельности, начав её с расстрела на глазах всего населения красноармейца.
В 1919 году, во время партизанского движения, Богинский лично выезжал на места с карательным отрядом, причём в некоторых случаях ехал впереди отряда в одежде священника с крестом в руках, в других случаях — в черкесской одежде с оружием.
Наиболее видное место деятельности Богинского занимает массовый расстрел в селе Нижне-Колосовском, где 27 крестьян, арестованных за неявку на мобилизацию, в течение всей ночи подверглись пытке, утром же были расстреляны. За свою работу и энергию Богинский получил от Колчака наодежный крест. При советской власти Богинский устроился в Минусинске одновременно священником и заведывающим свечным заводом. Впоследствии перешёл на должность заведывающего совхозом, выдавая себя за агронома. Сын его, участник расстрелов, вступил даже кандидатом партии. По делу Богинского привлечено к ответственности 24 человека, допрошено 227 свидетелей. Суд продлится две недели.»
<hr/>
В статье на Википедии находим такие вишенки на торте к биографии сабжа, имя и фамилию которого пишут как «Багинский, Виталий Игнатьевич»:
«Антибольшевик, член Партии кадетов».
«За свою самоотверженную борьбу с большевиками был награждён Церковью по представлению адмирала А. В. Колчака наперсным крестом. В ответ Багинский послал Верховному правителю благодарственную телеграмму и перевёл адмиралу 200000 рублей из кассы тарского «Союз-Банка», которым он уже к этому времени управлял.»
<hr/>
<hr/>
<hr/>
Священник… управлял банком… расстреливал уклонявшихся от мобилизации крестьян… после революции свечной заводик…
Теперь почитаем известный сатирический рассказ Ярослава Гашека «Дневник попа Малюты… Из полка Иисуса Христа»:
<hr/>
«Март (Златоуст).
Возлюбленные о господе архипастыри, пастыри и все верные чады православной церкви российской вместе с божьей милостью царем всероссийским Александром IV (Колчаком) объявили гонения на язычников-большевиков. Из нашей братии сформирован батальон, к которому прибавили два батальона из татар и башкир. Это полк Иисуса Христа.
Когда мы выехали из Челябинска, то купеческая публика на вокзале кричала нам:
«Да здравствует капитализм!», «Вперёд за православную веру!»
Все татары и башкиры в нашем полку стройно ответили:
«Ура!»
<hr/>
Март (Бирск).
Меня по милости божьей назначили полковым адъютантом. Надеюсь, что приведу в порядок свои финансы, разорённые большевиками — гонителями церковнослужителей.
Отделением церкви от государства они лишили нас жалованья, говоря, что мы занимаемся не трудом, а обирательством. Поэтому мы, все священники, и собираемся вокруг Александра IV, богом нам данного, собирателя и строителя новой монархии на святой Руси.
И да поможет ему бог в этом великом деле, снизойдёт на народную армию благословение божие.
В городе мы расстреляли несколько дюжин большевиков, с которых сняли сапоги и продали в полковой цейхгауз. Сегодня я высек несколько солдат, чтобы не забывали, что дисциплина — это страх божий.
<hr/>
Апрель (Уфа).
Наш полк Иисуса Христа устроил погром на евреев. Всякий, кому дорога возобновлённая родина и жизнь церковная, кто дорожит святым учением евангельским, кому дороги заповеди Христовы, шел бить евреев. Я сам зарубил шашкой на Центральной улице одну старушку.
Да укрепит нас господь на служение правде божьей и на славу временного сибирского правительства!
<hr/>
Апрель (Белебей).
В Белебее мы построили ряд виселиц. Да будут виселицы Александра IV истинной школой жизни, источником воды живой, которую господь наш Иисус Христос дал нам в своем евангельском учении.
<hr/>
Май (Уфа).
На фронте торжествует антихрист. Красные прогнали нас из Бугуруслана. Завтра устроит преосвященный епископ Андрей крестный ход по всему городу.
После крестного хода будет опять еврейский погром, так как уфимский гарнизон, бригады уральских горных стрелков нуждаются в обмундировании.
<hr/>
Июнь (Уфа).
Мне кажется, что мы напрасно мобилизуем татар и башкир вокруг забытого алтаря православной церкви.
Наши сдали Мензелинск. Красные гонят нас по Каме. Им в плен попал один батюшка, служивший у пулемёта в 27-м Челябинском полку, и они его, вместо любви христианской, расстреляли. Гонение жесточайшее воздвигнуто красными стрелками на армию царя Колчака. Вчера епископ Андрей в своей проповеди в соборе сказал:
«Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить сдачу Уфы на поругание красных», — а сегодня уже выехал из Уфы.
В особом послании зовет нас последовать за ним, идти на подвиг страданий, в защиту святынь.
Наш эшелон отправляется завтра утром, в шесть часов, на Златоуст. Надеюсь, что бог поможет, и мы ещё успеем расстрелять до утра последнюю партию заключённых красных в тюрьме.
<hr/>
Июль (Челябинск).
Мужайся, Александр IV! Иди на свою Голгофу! С тобою крест святой, дворянство, купцы, офицеры и помещики. Твоё войско, побиваемое красными, переходит на их сторону, но с тобой воинство небесное.
Красные взяли Уфу, Пермь, Кунгур, Красноуфимск, идут на Екатеринбург и подходят к Златоусту. «Оскудеша очи мои в слезах, смутиша сердце мое» (Плач Иеремии, гл. 2, ст. 11).
Эвакуируем Челябинск.
<hr/>
Июль (Омск).
Господи! Прости наш страх перед большевиками. Мы запуганы красными стрелками. Нас тревожит безвестный конец…
Эвакуируем Омск.»
<hr/>
Отец Виталий Богинский (Багинский) с учениками Евгащинской церковно-приходской школы. 1910-е
<hr/>
<hr/>
Рассказ Гашека был опубликован 9 июля 1919 г. в газете «Красный стрелок». Кто скажет, что Гашек писал не с натуры?..
Александр Майсурян источник>
<hr/>
<hr/>
<hr/>
<hr/>
Комментарии