Справка для читателей статьи "Судьба гуманизма в 21 столетии"

На модерации Отложенный


Споры философов, мыслителей ислама и христианства о человеке, который состоит или из трех начал - тела, души и духа, или из двух начал - тела и души, рассматриваются в 152 номере газеты "Суть времени" в разделе Метафизичекая война. Здесь я приведу короткие справки по некоторым упоминающимся мыслителям.


1. Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Исмаи́л аль-Буха́ри, более известен как имам аль-Бухари (810-870) - исламский ученый, родился в Бухаре 21 июля 810 в персидской семье.

 В десятилетнем возрасте начал изучать мусульманские предания, а в шестнадцать лет совершил  паломничество в Мекку. Затем Бухари отправился в Египет, а оттуда в Ирак и Хорасан.

 За время путешествий он собрал около 800 тыс.преданий о деяниях и высказываниях пророка Мухаммеда  и его сподвижников. Бухари тщательно анализировал их, отделяя достоверные от вымышленных.  Наиболее известный его труд - аль-Джами' ас-Сахих (Собрание достоверных хадисов), включающий 7400  достоверных преданий, распределенных по темам.

 Он составлен таким образом, чтобы служить источником при решении вопросов религиозно-правовой и  юридической мысли (фикх). Ас-Сахих Бухари стал наиболее авторитетной (во всяком случае среди  суннитов) книгой сунны - мусульманского предания.

 Умер Бухари в селении Хартанка близ Самарканда 31 августа 870 г.





2. Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури (родился в 821 г., умер в 875 г.)

Родился в Нишапуре, провинции Хорасан на территории современного северо-восточного Ирана.

С ранних лет Муслим начал изучать хадисы под руководством своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. Он также обучался известных в богословов Нишапура, Бухары и Самарканда. В последующие годы, для изучения и сбора хадисов пророка Мухаммеда, он отправляется в страны Ближнего Востока — Ирак, Сирия, Египет, Хиджаз (зап. Аравия).

Муслим ибн аль-Хаджжадж занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам. В возрасте четырнадцати лет совершил паломничество в Мекку. Находясь в Хиджазе, он встретился с Исмаилом ибн Абу Увайсом (ум. 841-2), Саидом ибн Мансуром (ум. 842) и другими авторитетными местными мухаддисами.

В исламских источниках указывается, что он просмотрел 300 тысяч хадисов, из которых счёл достоверными лишь 12 тысяч. Он обладал отличной памятью. После завершения своей учёбы осел в Нишапуре, где и провёл всю оставшуюся жизнь, обучая людей хадисам. Несколько раз посещал Багдад. Последний визит он совершил за два года до своей смерти.

Умер в Нишапуре. Похоронен в Насарабаде (пригороде Нишапура).



3. Плотин (204 — 270) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о  воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого  постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать  античный политеизм с идеями Единого.

Родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров  культуры и науки. В 231/232—242 учился у философа Аммония Саккаса (учеником которого также был Ориген, один из учителей  христианской церкви). В 242, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев, сопровождал императора Гордиана III в  персидском походе. В 243/244 вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его  последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265 под покровительством  императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город  философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания

Единое, начало всего сущего, как и у Платона, именуется у Плотина благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна темная и лишенная вида материя, принцип зла. Но такова только собственно материя, низшая граница, замыкающая иерархию бытия; однако материя есть и в умопостигаемом. В принципиальном смысле материя у Плотина — бестелесный неаффицируемый субъект, относительное неопределенное подлежащее.

Плотин использует здесь также пифагорейский комплекс представлений о неопределенной двоице, первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода единого во множество. Ум дерзнул отпасть от единого, душа — от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Таким образом, материя у Плотина провоцирует высшее к переходу в низшее. Она — зеркало, отражаясь в котором высшее порождает низшее в качестве своего подобия.



4. Зеньковский Василий Васильевич (1881—1962) — православный педагог, психолог, богослов, философ. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником.

Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком.

Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др.

Основной труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию.


Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



5. Дионисий Ареопагит (?–~96) - был учеником ап. Павла (Деян.17:34) и первым епископом г. Афины.
В 95 г. он был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г.


Дионисий жил в Афинах. Там же он получил классическое эллинское образование.

Следуя примеру Пифагора и Платона, он отправился в Египет, в город Гелиополь, изучать астрономию. Там, вместе со своим другом философом Аполлофаном, стали свидетелями солнечного затмения во время распятия Иисуса Христа (Мф.27:45). По возвращении в Афины за свою мудрость Дионисий был избран членом Ареопага.

Во время пребывания в Афинах Апостола Павла пригласили в Ареопаг для разъяснения нового учения. На проповеди присутствовал и Дионисий.

После принятия крещения Дионисий три года провёл возле Апостола Павла, после чего был рукоположен в епископа Афинского.
В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Девы Марии в Иерусалиме. В конце 60-х годов I века Ареопагит посещает Рим для свидания с апостолами Петром и Павлом, схваченными императором Нероном.

После казни Апостолов Дионисий, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием отправляются с проповедями в Рим, Германию, Испанию и Францию, продолжать дело Апостола Павла.

В Лютеции Галлийской, во времена преследования христиан, проповедники были схвачены и брошены в темницу. Правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Правитель приказал наказать Святых мечом.


В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Дионисия Ареопагита кратеру на видимой стороне Луны.



6. Василий Великий (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.


Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези.

Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в Афинской академии. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Назианзином. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.


По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви.

Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.



7. Аврелий Августин  (354—430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме).

Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он было заменен христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».


Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие.

Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).

При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются








8. Феофан Затворник (1815–1894) - в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священнослужителя.
Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.


В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.

В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год  стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.

13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.









9. Григорий Нисский (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса) - церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей.

В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (Малая Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филоское мировоззрение Григория Нисского сложилось под определяющим влиянием Платона и христианского платонизма (Ориген).

Это влияние и тяготение к филоской спекуляции нередко подводило Григория Нисского к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церковной доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану).

Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Григорий Нисский широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология
Григория Нисского; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.











10. Николай Александрович Бердяев (1874, Киев — 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей — поэт, публицист и издатель.

Супруга — поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

В 1903—1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.
Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, я примкнул к Союзу освобождения.

В 1913 году написал антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов.
За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего, три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии.

За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».


Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922).

В 1942-1948 гг. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.


11. Святой Ириней Лионский (ок. 130 — 202)
О его жизни до принятия сана известно немного. По происхождению был греком, был знаком со свщм. Поликарпом Смирнским, который отправил его около 160 г. в Галлию с проповедью христианства. В 177 году стал епископом Лугдунума (Лион). Заботясь о пастве, он написал книгу «Против ересей», которая является самым известным его творением.

В ней он опровергает гностические учения, противопоставляя им веру апостолов, вводя понятие апостольской преемственности учения. Теме опровержения гностиков посвящены и его малые работы – «Послание к Флорину», «Доказательство апостольской проповеди», «Послание папе Виктору». Фрагменты его произведений находятся в трудах многих древних отцов. Известно так же, что он участвовал в споре Римской и Малоазийской общин о дате празднования Пасхи, где отстаивал возможность сосуществования обеих традиций.

Об обстоятельствах его смерти известно мало, считается, что он умер во время гонений императора Септимия Севера около 202 года.









12. Максим Исповедник (~580–662) - христианский монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух природных волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной, ипостасной (личностной) воле Богочеловека Иисуса Христа.

О его ранних годах известно немногое. Согласно житию, он получил хорошее образование и какое-то время был личным секретарем императора Ираклия. Тем не менее, жизнь чиновника в столице его тяготила и он подал в отставку, удалившись в Хризопольский монастырь, затем перебрался в монастырь св. Георгия в Кизике (ныне Эрдек), где прожил до 626 года. Здесь были написаны его первые работы, принесшие ему известность.

Спасаясь от нашествия персов он, в числе других беженцев оказался в Карфагене, где и включился в борьбу с возникшей тогда императором ересью монофелитства (компромиссное с монофизитсвом учение, указывавшее на одну волю во Христе, православная же позиция утверждает, что в Нем было две воли – божественная и человеческая). В 645 году там произошел его знаменитый диспут с патриархом Константинополя Пирром. После победы на нем, он отправился в Рим, где явился одним из инициаторов и богословских экспертов Латеранского Собора 649 года. Вступив этим в конфликт с властью он был вместе с папой Мартином арестован в 653 (иногда называют 655) году.

В 656 году он предстал перед судом, материалы прения на котором известны как «Диспут в Визии». После него он неоднократно пересылался из одного места заключения в другое. Наконец, в 662 году его вновь привезли в Константинополь, где произошел еще один суд. Осудив его бескомпромиссную борьбу с монофелитством, власти приговорили его к отсечению языка и правой руки и сослали на Кавказ. Спустя немного времени св. Максим умер в крепости Схимарис. Существует грузинское предание, указывающее на точное место его смерти и погребения, для его проверки была направлена экспедиция в 1915–1916 году, но материалы ее работы утеряны в ходе революции 1917 года и гражданской войны.