Анкета «продажного» милиционера не выявит
На модерации
Отложенный
Сотрудники центрального аппарата МВД РФ начали сдавать анкеты о своих доходах, с помощью которых в министерстве надеются выявлять коррупционеров. Среди прочего у оперативников и следователей интересуются наличием у них «воздушных транспортных средств» и долей в частных фирмах. Проверкой предоставленных милиционерами сведений будет заниматься специально создаваемое в МВД РФ Управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений (УОПКП).
Как удалось выяснить корреспонденту «Росбалта», сотрудникам МВД выдали для заполнения стандартные анкеты для госслужащих, утвержденные приказом президента РФ от 18 мая 2009 года. Милиционеров просят указать доходы на основном месте работы, от педагогической, научной, творческой деятельности, вкладов в банки и т.д. У сотрудников МВД интересуются наличием у них земельных участков, жилых домов, квартир, ценных бумаг, автомобилей.
Впрочем, встречаются в анкете и несколько экзотические для стражей правопорядка пункты, как, например, владение водным и воздушным транспортом или «участие в коммерческих организациях». Аналогичные анкеты милиционер должен заполнить на свою супругу (или мужа) и несовершеннолетних детей. Работники некоторых подразделений МВД РФ, например, Следственного комитета, уже закончили сдавать сведения о доходах.
При этом не обошлось и без некоторых эксцессов. В частности, в размещенном на сайте МВД РФ приказе главы этого ведомства Рашида Нургалиева указано, что сведения о доходах должны подавать только руководящие сотрудники. Поэтому рядовые работники порой высказывали удивление, почему и они обязаны заполнять такие анкеты. Однако выяснилось, что позже министр расширил список милиционеров, которым необходимо сообщить о своих доходах. В него также попали следователи, оперативники, эксперты, специалисты тыловых подразделений, личный состав высших милицейских учебных заведений. Все те лица, которые, как пояснили в МВД РФ, теоретически могут получать взятки.
Заполненные анкеты милиционеры сдают в отделения кадров своих подразделений, а потом их должны передавать в УОПКП. Это управление было на прошлой неделе создано в системе МВД РФ по приказу Рашида Нургалиева, а его деятельность, как сказано в приказе, должна «строиться в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности».
Одной из основных задачей УОПКП будет сбор, обработка и хранение сведений о доходах и имуществе сотрудников МВД, а также проверка указанных в анкетах данных. Причем представители управления наделены полномочиями как беседовать с самими милиционерами, так и «наводить справки у физических лиц и получать от них информацию». Кроме того, проверяющие имеют право взаимодействовать с «налоговыми органами, органами прокуратуры и иными ведомствами РФ». Причем сам милиционер о начале в отношении него служебной проверки должен быть уведомлен письменно.
УОПКП, согласно приказу, станет контролировать, чтобы сотрудники МВД докладывали начальству или в прокуратуру обо всех попытках склонить их «к совершению коррупционных и иных правонарушений». Сотрудники управления также должны принимать участие в согласовании кандидатур на должности в органах внутренних дел.
Сами сотрудники МВД отнеслись к заполнению анкет как к обычной бюрократической формальности и полагают, что никаких коррупционеров нововведение выявить не поможет. «Чиновники уже заполняли такие анкеты, и что-то я не помню случая, когда после кто-то лишился своего поста или отправился в СИЗО. Все уже давно научились скрывать истинное положение дел со своими доходами», — сообщил «Росбалту» один из офицеров МВД. По его словам, для этого существует масса способов – например, записывать имущество на родителей, совершеннолетних детей (их доходы в анкетах отображать не надо) или создавать фирму, где бы родственники владели 100 % акций, и уже на нее регистрировать «коттеджи, яхты, Lexus» и т.д. Причем, даже если владелицей такой фирмы будет жена сотрудника МВД, в анкете только отобразится, что она имеет долю в коммерческой структуре. А что принадлежит данной структуре, уже останется за рамками анкетирования.
«Вся проблема в том, что в России не хотят искоренить коррупцию, а хотят только бороться с ней, — рассказал «Росбалту» бывший высокопоставленный сотрудник МВД, ныне участвующий в разработке антикоррупционного законодательства. — Бороться можно десятилетиями, с показательными примерами, введением новых «громких» инициатив типа анкетирования милиционеров. Однако никакого результата такие меры не принесут. Нужны более решительные шаги».
По мнению собеседника агентства, в стране необходимо отменить презумпцию невиновности по вопросам, связанным с фискальным законодательством. То есть если мать чиновника в течение непродолжительного времени приобрела себе особняк на Рублевке, виллу в Испании и три иномарки, то не следователи должны доказывать, что все это добро приобретено на взятки, полученные ее сыном (как это происходит сейчас), а семье чиновника придется документально подтвердить, что средства на такие покупки получены законным путем. В противном случае эти люди должны нести уголовную ответственность.
Кроме того, как полагает собеседник «Росбалта», назначение на все руководящие должности в госструктурах, в том числе в МВД РФ, должно производиться специальными кадровыми структурами администрации президента и правительства РФ. «Сейчас руководители различного ранга подбирают себе заместителей по принципу личной преданности, что немало способствует коррупции, — отметил наш собеседник. — А если, для примера, начальникам подразделений органов внутренних дел замов будут подбирать «сверху» и даже не в системе МВД, это поможет значительно уменьшить коррупционные риски».
Комментарии