Русские иконы
На модерации
Отложенный
Русские иконы
ОБРАЗЫ ДУШИ
Марианна Ваас-Фрей
В старой России они были повсюду: в монастырях и храмах, дворцах, домах горожан и простых хатах. После Октябрьской революции они тысячами уничтожались или перепродавались за границу. Сегодня Россия снова осмысливает своё культурное наследие, но и Запад уже давно открыл для себя иконы как вожделенный объект коллекционирования.
«Икона есть Имя Господа, нарисованное красками», это выражение приписывается русскому поэту Алексею Степановичу Хомякову. Воображаемая картина является как бы посредником между Земным и Божественным. И в Западном мире также икона для многих людей, даже если они и не православные или вовсе неверующие, благодаря своему медитативно-религиозному характеру является намного большим, чем простое декоративное настенное украшение.
Слово «Икона» происходит от греческого «Айкон» - картина и указывает на происхождение из Византии. Данное искусство пережило там в 6 и7 веках первый период своего расцвета. В 988 году великий князь Владимир принял крещение от греческих священников и одновременно принудил свой народ обратиться в христианство. Было перенято и иконописание. В Русских владениях оно развило свой собственный характер. В большинстве на дереве изображались Христос, Мария, другие святые или библейские сцены.
Сначала к писанию икон допускались только монахи и священники. Но уже в скором времени они не смогли удовлетворять растущий спрос. Храмы соревновались между собой великолепными иконостасами – увешанными иконами во много рядов стенами, которые в православных храмах отделяют алтарь от общего помещения. Дворяне также заказывали много икон и даже в самой бедной крестьянской хижине они находили себе место в «красном углу» при свете лампады.
Для предотвращения снижения качества писания икон отцы церкви на Стоглавом соборе в Москве в середине 16 века определили стандарт: «Каждый, кто по Милости Божьей может писать, пусть пишет. Но если кому Господь не дал этого, тому должно запретить писание икон, чтобы он своим неумение не оскорбил Господа. Кто нарушит этот запрет, тот должен быть осуждён и наказан царём».
В Западной Европе обратили внимание на русско-православный язык живописи через путешественников и через дипломатов при дворах правителей.
Но особенно между двумя мировыми войнами и после 1945 года больше и больше икон попали на Запад, ещё и потому, что нужда заставляла эмигрантов их продавать. Например, так возникли частные собрания врача офтальмолога доктора Вендта и профессора истории Восточной Европы Винклера, которые образовали в середине 50-х годов основу музея икон в Реклингхаузене. Сегодня это самый значительный музей подобного типа в Западной Европе.
Иконы как предмет собирательства уже давно представлены на рынке произведений искусства. Но так как Россия наказывает вывоз икон высокими штрафами – иконы теперь отнесены к культурному наследию страны -, они всё равно пользуются спросом на западном рынке: Цены за хорошие экземпляры начинаются от 2 000 марок. В 1995 году на аукционе Кристи в Лондоне одну икону продали за полмиллиона марок.
Что же делает православный мир икон таким привлекательным для многих людей? Это мощь выражения, которое взывает к зрителю, пронизывающая духовность, передающая размышление и призывающая к медитацию. Историк искусства доктор Стефан Бренске из Пуллаха под Мюнхеном утверждает, что особенно это очаровывает молодых людей.
Но икона даёт и огромное эстетическое удовольствие: Золотой фон, великолепие красок, которым техника темперы – приготовление красок на основе яичного желтка -, придаёт особенную глубину, которой не знает традиционная западная техника живописи и, наконец, мастерски филигранное владение кистью.
Иконы состоят из многочисленных слоёв красок и грунтовок. Это сохраняет свет красок, делает их стойкими и долговременными. И надо также иметь в виду, что они были предметом религиозного поклонения, который благоговейно рассматривали, даже целовали и перед которым постоянно горели свечи или лампады.
Коллекционеры икон предпочитают выбирать для собрания разные мотивы: одни, например, разыскивают иконы к праздничным дням, которые рассказывают о Рождестве Христовом или о страданиях Христа. Другие привязаны к определённым лицам: Святой Николай, которого в России почитают как покровителя детей и большой группы профессий, или предпочитают изображения с конными фигурами, как иконы Святого Георгия и святого Михаила.
Но по русской пословице дело выглядит совсем по-другому. Говорят: «Не покупатель отыскивает икону, а икона своего покупателя». И в самом деле: кто однажды вошёл в чарующий мир икон, для того он останется частью его жизни навсегда.
Перевёл с немецкого Владимир Михайлов
Комментарии