Всем сидеть

На модерации Отложенный

Дума отказалась от широкой амнистии: вместо 300 тысяч человек на свободу выйдут несколько десятков.

В минувшую среду в Госдуму внесен четвертый и, по всей видимости, итоговый проект постановления об амнистии заключенных в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Его автором числится председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному праву единоросс Павел Крашенинников. Согласно проекту, под амнистию подпадают лишь около сотни заключенных. Это только ветераны войны и тыла, узники концлагерей и ленинградские блокадники. Таким образом, аннулирован внесенный в понедельник проект постановления от однопартийцев Крашенинникова. 47 единороссов предлагали освободить от разных видов уголовного наказания (штрафа, условного срока, исправительных работ и т.д.) более 300 тыс человек, в том числе 46 тыс должны были выйти из мест заключения.

Среди освобожденных, по мнению думцев, могли бы оказаться и участники боевых действий в послевоенный период, пенсионеры, беременные женщины, а также несовершеннолетние, впервые совершившие нетяжкие преступления. Могли бы, но не оказались… Депутатам понадобилось всего двое суток, чтобы в корне пересмотреть свой консолидированный взгляд на амнистию. Как рассказали «Новой» в аппарате депутата-единоросса Андрея Назарова (он участвовал в подготовке первого варианта проекта), в среду всем 47 депутатам предложили отказаться от изначальной версии амнистии и поддержать совершенно другую ее трактовку.

Думская оппозиция считает, что причина такой кардинальной перемены — несогласованность действий «Единой России» и Кремля, выступившего против широкой амнистии. «Беда единороссов в том, что их Центральный комитет находится вовсе не в Думе. Поэтому решения, которые они принимают в стенах парламента, могут и не совпадать с точкой зрения их ЦК», — пояснил депутат Госдумы от «Справедливой России» Геннадий ГУДКОВ. С ним согласен депутат от КПРФ Вадим СОЛОВЬЕВ. По его словам, первоначальное решение единороссов — это широкий жест, продиктованный желанием остановить падение доверия к партии власти, а решение администрации президента объясняется кризисным социально-экономическим положением в стране. По логике Кремля, предполагает Соловьев, 46 тысяч человек в условиях растущей безработицы окажутся без каких-либо гарантий трудоустройства, будут выброшены на улицу и могут снова пополнить ряды преступников. «Впрочем, мы отслеживали рецидивы среди амнистированных — процент был очень маленький, но тогда была нормальная социально-экономическая ситуация в стране», — говорит Соловьев.

Как нам стало известно, первый проект «Единой России» был инициирован без согласования с администрацией президента. Наши эксперты считают, что единороссы в любом случае оказывались в выигрыше. «В случае отказа поддержки можно будет поиграть на общественном мнении — мол, «Единая Россия» такая демократичная. Сейчас же начнутся серьезные разговоры в обществе. А это прекрасный материал для пиарщиков «Единой России»», — полагает Соловьев. Его точку зрения косвенно подтверждает и тот факт, что среди почти полусотни подписантов нет топ-менеджеров партии власти: ни лидера фракции Бориса Грызлова, ни его заместителей, Вячеслава Володина и Андрея Воробьева, ни первого заместителя секретаря президиума генсовета «ЕР» Андрея Исаева.

«Если бы они точно знали, что проект пройдет в первом варианте, то и Грызлов, и его замы не обошли бы стороной это резонансное предложение. А так стрелки переведены на рядовых партийцев», — объясняет наш источник в Госдуме.

Между тем пресс-секретарь Крашенин-никова Александр Урманов сообщил, что все подготовленные проекты постановления об амнистии будут рассматриваться 14 апреля: вместе с единороссовским обсудят и ранее внесенные проекты от ЛДПР и «Справедливой России». На этом пленарном заседании оппозиция попытается отстоять свои предложения, в которых речь идет о тысячах амнистированных. «Когда освобождается 100 человек, ни о какой амнистии не надо и говорить», — считает Гудков.

Впрочем, уже сейчас понятно, какой вариант станет законом.

При этом, по мнению директора фонда «Общественный вердикт» Натальи ТАУБИНОЙ, в целом система правосудия не перестала работать в репрессивном режиме и нацелена на жестокое наказание за порой незначительные преступления. «Нередки случаи, когда за три украденных курицы люди получают сроки до двух-трех лет. Амнистия могла стать той мерой, которая позволила бы вывести из системы людей, отбывающих реальные сроки за мелкие преступления. Подобная ситуация — и с комиссией по помилованию при президенте. Если еще лет десять назад эта комиссия действительно собиралась и рассматривала прошения о помиловании, и в случаях, когда были основания, эти прошения удовлетворялись, то за последние годы число удовлетворенных помилований резко сократилось», — говорит Таубина. А уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений БУНИМОВИЧ считает, что именно амнистия с социальным сопровождением могла бы сочетать в себе неотвратимость наказания и шанс, который дает молодым людям общество: «Просто выпустить — очень опасно. Если бы мы смогли помочь ребятам, которые уже прошли наказание, из этого вылезти, это могло бы дать эффект. В этой среде взрослых слушают гораздо меньше, чем друг друга. Очень сложной является наша бесконечная межведомственная разобщенность. Пока перешлют бумаги, пока органы МВД передадут информацию в органы опеки, в социальные службы, человека уже и след простыл».

Список 47 депутатов Госдумы, которые в течение двух дней поменяли свою точку зрения:

В.М. Асеев, И.В. Баринов, В.В. Бобырев, Н.В. Бурыкина, А.Н. Волков, Д.Ф. Вяткин, И.Н. Габдрахманов, Н.Ф. Герасименко, В.А. Головнев, Н.Н. Гончар, В.С. Груздев, А.А. Губкин, В.П. Денисов, В.Г. Драганов, С.Н. Егоров, С.В. Железняк, А.Г. Завгаев, К.Б. Зайцев, В.В. Зубарев, В.А. Казаков, И.И. Квитка, А.Б. Коган, А.А. Козловский, В.В. Копылов, К.И. Косачев, Г.В. Кулик, О.В. Лебедев, Н.С. Максимова, В.Э. Матханов, В.Р. Мединский, А.А. Морозов, М.А. Мукабенова, А.Г. Назаров, О.В. Носкова, С.Ю. Осадчий, В.В. Прозоровский, В.М. Резник, А.М. Розуван, В.В. Рязанский, А.В. Сабадаш, Е.Ю. Семенова, Г.И. Сергеева, Л.Я. Симановский, И.Ю. Фахритдинов, В.С. Чернявский, А.М. Чухраев, В.Б. Шуба