Плата за волокиту

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, по которому граждане могут рассчитывать на денежную компенсацию, если суд слишком долго затянет с рассмотрением дела. Теперь прежде, чем направить подобную жалобу в Страсбургский суд, россияне должны будут обратиться за поддержкой к отечественной Фемиде. Правда, ни разумный срок рассмотрения дел, ни сумма компенсаций в законе никак не определены.

Впервые компенсировать гражданам процедуру затягивания судебных решений предложил Верховный суд, который летом 2008 года внес в Госдуму соответствующий законопроект. Слишком длительные сроки рассмотрения дел в судах могли оспорить в вышестоящих инстанциях любые участники процесса. Право на это предоставлялось даже осужденным. Размер компенсации, выплачиваемый из федерального бюджета, должен был определять вышестоящий суд с учетом конкретных обстоятельств дела и стандартов, выработанных на основе международной Конвенции о защите прав человека. Тогда этот проект не нашел поддержки в правительстве. Не получив поддержки отечественной Фемиды, россияне обращаются в международные судебные инстанции.

Главной целью законопроекта о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, внесенного в Госдуму президентом, является попытка переориентировать поток жалоб россиян из международных инстанций в отечественные. Если закон будет принят, то гражданин или организация могут рассчитывать на компенсации из федерального или регионального бюджетов. Предусмотрено также, что впоследствии сумму выплаченной государством компенсации могут взыскать с провинившихся чиновников

Рассматривать заявления пострадавших россиян должны судебные инстанции более высокого уровня. «Это позволит обеспечить беспристрастность рассмотрения дел о присуждении компенсации и обоснованность принимаемых по ним решений, учитывая важность, сложность и экстраординарность таких категорий дел, а также ограниченную возможность обжалования решения суда», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Правда, пока остается невыясненным, как именно будут рассчитываться «разумные сроки рассмотрения дел» разных категорий. По мнению авторов проекта, временные критерии необходимо прописать в конкретных законопроектах. Эксперты в свою очередь отмечают, что определить, имела ли место волокита, будет очень сложно. Глава фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина отмечает, что конкретные сроки, в течение которых могут рассматриваться дела, очень индивидуальны, поскольку требуют разного количества процессуальных действий. «Тут важно, и об этом говорит и Европейский суд, глядя на то, как проходит расследование, чтобы было очевидно, что расследование действительно идет, а не является его имитацией», – заявила «НИ» руководитель фонда.

Глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников также полагает, что разумный срок зависит от проходящих расследований и процедур. «В каждом конкретном случае сроки будут разные», – пояснил «НИ» депутат.

Не все так однозначно и с определением величины денежной компенсации. По международным стандартам, пострадавшие от волокиты представителей Фемиды, как правило, могут рассчитывать на сумму в 2–3 тыс. евро. Сумма аналогичных компенсаций в России в несколько раз ниже – около 650 евро. По мнению Натальи Таубиной, нужно исходить из обстоятельств конкретного дела, и оценивать сумму должен судья. «Уровень компенсаций, определяемый Европейским судом по правам человека, конечно, более адекватен, чем уровень компенсаций, который назначается российскими судами, – полагает эксперт. – У нас же компенсация – скорее символическая плата, чем должное возмещение». По мнению Павла Крашенинникова, не получается пока четко определить уровень компенсации. Ущерб должен определяться, исходя из заявления конкретного гражданина, чьи права нарушены. И уже суд рассмотрит, потерял ли человек в своих доходах или же понес какой-то другой ущерб. Очень важно, по мнению парламентария, что этот закон имеет очень сильную дисциплинирующую функцию. «Несколько раз это все пройдет, – сказал он. – И по этим показателям будут судить о профессионализме судей. Это будет сильно дисциплинировать судей».

А вот то, что отвечать за волокиту должны и сами чиновники, никто не сомневается. Больше того. По словам специалистов, и в действующем законодательстве уже предусматривается ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей. Поэтому необходимо более эффективно задействовать те механизмы, которые уже существуют. «По нашим делам о нарушении прав граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов мы реально сталкиваемся с тем, что органы прокуратуры не тщательным образом проводят расследование, необоснованно выносят те или иные постановления, которые затем отменяются вышестоящими инстанциями, – приводит пример г-жа Таубина. – И для нас является большой проблемой добиться, чтобы сотрудник, вынесший необоснованное постановление, был привлечен хотя бы к административной ответственности».