«Управляемый хаос» для Центральной Азии
На модерации
Отложенный
Смысл намерения американцев разместить вдобавок к своей военной базе в аэропорту «Манас» военно-тренировочный центр в Баткенской области Киргизии всё больше проясняется. 11 марта издаваемый Джеймстаунским фондом ежедневный бюллетень "Eurasia Daily Monitor" опубликовал материал "Помощь Соединённых Штатов Киргизстану в создании антитеррористического центра в Баткене", из которого ясно, что закладка нового военного объекта США в сердце Азии связана, в первую очередь, не с задачами войны в Афганистане, а с ожидаемым (или планируемым) военным столкновением Киргизии и соседнего Узбекистана.
"Eurasia Daily Monitor" , в частности, утверждает, что заявление К. Бакиева на встрече с главой Центрального командования США генералом Д. Петреусом о том, что большинство угроз Киргизии в настоящее время исходит со стороны Афганистана, является «прикрытием» действительной причины создания на юге Киргизии американского военно-тренировочного центра. По мнению аналитиков Джеймстаунского фонда, главной угрозой Бишкек считает соседний Узбекистан, который может попытаться силой захватить водные ресурсы Киргизии, апеллируя к необходимости защиты проживающего в Ошской и Баткенской областях узбекского населения. Эту мысль авторы материала в "Eurasia Daily Monitor" подтверждают ссылкой на анонимного представителя министерства обороны Киргизии, заявившего якобы, что Бишкек рассчитывает использовать размещенное в новом центре подразделение вооружённых сил США в ходе возможных "локальных конфликтов". Аноним сообщил также о намерении Бишкека подготовить "критическую массу" обученных американцами офицеров в целях повышения обороноспособности республики. Киргизия и США уже имеют опыт создания аналогичного центра в Токмоке. Новый центр в Баткенской области откроет оперативные возможности, которых нет ни у кого в Центральной Азии.
"Eurasia Daily Monitor" подчеркивает, что переговоры о создании нового центра велись Бишкеком и Вашингтоном с августа 2008 г. На судьбу переговоров не повлияли даже колебания К. Бакиева по вопросу о судьбе базы в Манасе, когда он сначала потребовал ее вывода, а затем изменил своё решение. Вполне возможно, что требование вывода американской базы с самого начала было маневром с целью получения российских кредитов и договорённость на этот счёт с американцами существовала изначально. Манёвр, как известно, удался.
Отношения между Узбекистаном и Киргизией, а также между Узбекистаном и Таджикистаном в последнее время действительно обострились. Не последнюю роль здесь играет давление Ташкента на своих соседей с тем, чтобы заставить их отказаться о реализации проектов строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС. Среди практикуемых методов давления - прекращение поставок в Киргизию и Таджикистан природного газа, значительное повышение тарифов, транспортная блокада, создание трудностей с пересечением границы.
В условиях сложного горного рельефа местности, когда большая часть транспортных коммуникаций осуществляется через территорию Узбекистана, это ставит Киргизию и Таджикистан в сложное положение.
1 марта 2010 г. узбекская сторона неожиданно закрыла для всех видов транспорта автомобильный пункт пропуска Кара-Суу на границе с Киргизией, обосновав это необходимостью срочного ремонта. Корреспондент "EurasiaNet", посетивший Кара-Суу 4 марта, никаких признаков ремонта не обнаружил. Закрытие пропускного пункта ударило по местным жителям и их хозяйственной деятельности (в Киргизии, недалеко от Кара-Суу, расположен крупнейший в Ферганской долине оптовый рынок, где можно дёшево купить товары китайского производства). Как следствие, по обе стороны узбекско-киргизской границы растёт напряжённость, зреют претензии сторон друг к другу.
События развиваются в соответствии с прогнозом Jamestown Foundation. Участились случаи незаконного пересечения границы, в которых Ташкент и Бишкек обвиняют друг друга. Только на протяжении 2008 года здесь произошло 21 столкновение. В январе 2010 года вспыхнул конфликт между узбекскими и киргизскими пограничниками в районе села Чек, территория которого поделена между двумя республиками при отсутствии окончательной демаркации границы. В ходе конфликта один из киргизских пограничников получил ранение, был на несколько дней захвачен узбекскими военными и помещен в госпиталь. В качестве ответного шага киргизские пограничники задержали 1 марта в Джалалабадской области четырех узбекских пастухов, которых тоже обвинили в незаконном пересечении границы. Один из пастухов скрылся, остальных киргизы подвергли допросам. 4 марта киргизские пограничники в Баткенской области застрелили гражданина Узбекистана и ранили еще одного, мотивировав это "незаконными действиями" граждан соседней республики.
В настоящее время из 1375 километров киргизско-узбекской границы на протяжении 300 километров чёткого разграничения нет. Учитывая, что Ферганская долина - это единый хозяйственный организм и в советское время это была одна страна, споры при проведении границ неизбежны. Эти споры - идеальная база для развязывания локального конфликта с перспективой его перерастания в региональный.
Наблюдая за развитием конфликтной ситуации, Вашингтон не выражает явного предпочтения ни Бишкеку, ни Ташкенту, что вполне укладывается в американскую концепцию достижения стратегического превосходства путём создания и использования в своих целях "управляемого хаоса" (в действительности хаос всегда неуправляем). Если план удастся, то, независимо от того, произойдёт или нет обещанный Вашингтоном вывод войск из Афганистана к 2011 году, Соединённые Штаты прочной ногой встанут в бывшей советской Средней Азии.
Комментарии