Поколение быстрых кнопок

На модерации Отложенный

Профессор психологии Ларри Розен опубликовал книгу о том, как современные технологии влияют на психологическую и социальную жизнь детей. Вывод: нынешние дети совершенно иные, даже по сравнению с подростками, которые старше их на 5–10 лет. Новое поколение становится мобильнее и технологичней. Бороться с этим не надо. Во-первых, потому что это бесполезно. Во-вторых, потому что «виртуальная социализация» не такая уж и страшная. Она просто другая

В этом году мой сын пойдет в школу. Придется подарить ему мобильник… А пока он вовсю готовится к экзаменам — в приличную школу теперь надо поступать на конкурсной основе, как в институт. Подготовка идет так: выполнил сложное задание — поиграл немного в стрелялку, не выполнил — в пролете. Приходится попотеть над чтением, зато за компьютером он чувствует себя асом.

Пожилые педагоги начальных классов хватаются за голову: компьютерные игры — это же само зло в чистом виде, чуть ли не хуже сексуального просвещения! Они делают детей непонятными, формируют разрыв между поколениями. В конце 80−х таким злом были видеосалоны, в которые убегали от добрых советских мультиков, умилявших педагогов.

Новые технологии делают опыт жизни детей непохожим на опыт предшественников. Пятилетний друг сына недоуменно возмущается, почему экран моего мобильника не реагирует на нажатия пальцев, — это же так бессмысленно, архаично и неудобно!

Наши дети первопроходцы, еще ни у кого не было такого детства в таком мире. В традиционном обществе ребенок во всем стремится подражать родителям, в инновационном родителям лучше самим оставаться немного детьми.

Но что значит быть ребенком «поколения i»? iGeneration, Internet Generation, цифровое поколение — термины из вышедшей в марте книги Ларри Розена, профессора психологии Калифорнийского университета. Это нынешние школьники и дошкольники, не знающие, что бывает жизнь без Сети.

Розен изучает их отличия даже не от нас, динозавров, а от поколения 80−х, тоже, оказывается, безнадежно отставшего от времени.

Дети «i» почти не смотрят телевизор, выбирая видео по своему вкусу или увлекаясь видео­играми. Телефонным разговорам предпочитают обмен SMS, электронным письмам — текстовые диалоги в реальном времени, ведению блогов — социальные сети типа «ВКонтакте».

Они в совершенстве освоили эмоциональный и лаконичный язык текстовых сообщений, где одно и то же слово может записываться многими способами в зависимости от тех оттенков смысла, которые хочет вложить в него наше малограмотное чадо.

Одним из главных преимуществ поколения «i» Розен считает их возросшую способность к «многозадачности»: i-дети могут одновременно слушать mp3−музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по Сети, редактировать фотки, вдобавок часто делая все это во время учебы.

Правда, далеко не все исследователи настроены так оптимистично, как Розен: оборотной стороной «многозадачности» является рассеянность. Другие ругают «клиповое мышление» детей «i», построенное больше на визуальных символах, чем на логике и текстовых ассоциациях. Третьи бьют тревогу по поводу интернет-зависимости и игромании, охвативших поколение.

Все эти тревоги не лишены оснований, но прежде чем идти тумаками отгонять ребенка от компьютера, необходимо понять, что он не просто убивает время. Пока педагоги хватаются за голову, антропологи говорят о «виртуальной социализации»: сетевое общение оказывается не менее важным для современного человека, чем обычное; все более ценным навыком становится способность адекватно вести себя в Сети — знакомиться, учиться, договариваться, спорить.

Дети всегда играют во взрослый мир, осваивая реальность, в которой им предстоит жить, и не их вина в том, что эта реальность стремительно проваливается в виртуальность. Да, они нетерпеливы, потому что ожидают от этого мира быстрых изменений; им скучно читать длинные занудные тексты, зато они уже поняли, что получить доступ к данным важнее, чем их запомнить. Они привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучить ее всю, и важно уметь найти нужный сейчас кусок и суметь его использовать.

Технологии развиваются по экспоненте, мир ускоряется. Наверное, скоро можно будет говорить о поколении каждого конкретного года, связанном с конкретной техносредой. Тем временем моя годовалая дочь норовит отобрать у меня нетбук, не дав дописать эту статью. Перебирая пальчиками по клавиатуре, она постоянно умудряется открывать какие-то неизвестные мне окна, задействовать новые функции знакомых программ…