В России разгорается скандал вокруг изобретенного академиком РАЕН Виктором Петриком "чудо-фильтра" для очистки радиоактивной воды, сообщает Regions.Ru. Как известно, Петрик стал победителем конкурсов "Единой России" по программе "Чистая вода", после чего запатентовал совместно с председателем Госдумы Борисом Грызловым фильтр, который должен очищать радиоактивную воду до состояния питьевой.
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой дала отрицательное заключение по изобретениям Петрика, а президент РАН Юрий Осипов и вовсе назвал эти разработки "аферой", распорядившись жестко разобраться с учеными, которые высказали к ним благожелательное отношение.
"Неужели Грызлов не понимает, что при столь мощном давлении сверху многие члены жюри, большинство которых - люди почтенного возраста, сложившиеся в тоталитарном государстве, поддержат любой фильтр, рекомендованный чиновником столь высокого ранга?" - заявил председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований академик Эдуард Кругляков в интервью "Газете.Ру".
"Казус Петрика" легко может стать опасным прецедентом. Ученые по самому складу своей деятельности не отличаются активностью и опытом в административных делах: всякого рода махинаторы гораздо успешнее их действуют на этом поприще. Существует реальная опасность, что немалые средства, которые государство планирует выделить на развитие науки и передовых технологий, достанутся нечистым на руку дельцам.
Не кажется ли вам, что падение роли науки в стране сопровождается ростом влияния разного рода лжеученых? Можно ли с этим бороться, и если да, то как?
Могут ли религиозные организации как-то повлиять на ситуацию? - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что распространение влияния лженауки связано с падением престижа настоящей науки, которое, в свою очередь, во многом обусловлено резким сокращением финансовой поддержки науки государством. "Следствием этого стало резкое сокращение фундаментальных научных исследований. Соответственно эта ниша стала заполняться лженаукой и разного рода псевдоучеными", - сказал он.
"Я считаю, что Церковь не должна вмешиваться в научные споры и каким-то образом направлять научные исследования. Развитие и поддержка науки должны, по-моему, обеспечиваться в первую очередь государством. Сегодня это одна из важнейших государственных задач", - добавил протоиерей.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, согласился, что состояние науки у нас в стране оставляет желать лучшего. "Неудивительно, что в такой ситуации появляются лжеученые. Практически беспрепятственно распространяются псевдонаучные материалы, вводящие в заблуждение миллионы наших сограждан. Многочисленные публикации выдаются за научные, не являясь таковыми", - сказал он.
"Но и не все, что связано с наукой, Церковь должна одобрять и считать это абсолютной истиной. В одну эпоху какие-то гипотезы, догадки и предположения кажутся правдоподобными, а в другую они утрачивают всякое значение. Церковь же опирается на то, что остается неизменным независимо от времени и научного прогресса. И в этом - одно из принципиальных отличий Церкви от Академии наук", - отметил иеромонах.
"А нравственный выбор и ответственность ученых в проведении научных исследований и экспериментов воспринимаются Церковью как неотъемлемые элементы научного знания", - подчеркнул он.
Комментарии
Сначала начала валиться вузовская и отраслевая наука, потом промышленность и транспорт. Пользуясь бардаком в стране, всякие Соросы и Моросы скупали на корню наши разработки и наших разработчиков. И мне предлагали на выбор: Китай, США, Европа - только надо было забыть о патентовании разработок от имени России...
Я отказался, после чего карьера научная закончилась (руководители-то получили свои гроши за наши лбы, в смысле, за их поставку за кордон). Ушёл в бизнес и весьма неплохо в нём устроился до поры до времени...
Экскурс в историю предпринял для того, чтобы было понятно главное: при этой власти в науке будет такой же бардак, как и в 90-е годы... Был несколько лет назад в МГТУ им. Баумана, в альма-матер своей. Поговорил с преподавателями, был у ректора, поговорил с проректорами, деканами и заведующими кафедр. И что же? Молодёжи нет, средств мало, желающих пополнить ряды научных сотрудников-пенсионеров нет.
Я много кого знал, но всех вспомнить по фамилиям не могу. Нужен факультет и годы обучения... Я учился в 1981-1987 годах. Работал с 1987 по 1989 год. Учился в аспирантуре с 1990 по 1993 год. Потом внедрялся в Быково, был Исполнителем договора с МГА (ДВТ)...
Почему "строителями" себя называют все, кто смог наворовать достаточно денег, чтобы получить кусок земли, набрать "талибов", поставить над ними "пастуха", с дипломом "юридического колледжа" и "опытом работы" на отделке офисов гипроком, ламинатом и потолком "Армстронг", и начать "лепить" жилой дом? А потом такие, блин, "строители", объединяются в "гильдии" и "ассоциации", и раздают "допуски СРО", решая, кто может строить, а кто не может...
В конце концов, именовали же у нас Чубайса - "главным энергетиком России", теперь он - "главный по нанотехнологиям".
Так почему же не может человек, с "психологическим" образованием (ЛГУ, как никак), да еще с "пятилеткой за спиной", "учудить переворот в физической науке"?
В 90-е годы прекратили свое существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука». К 2006 году количество ученых-исследователей уменьшилось примерно в три раза по сравнению с 1991 годом. К 2007 году их осталось чуть более 400 тысяч человек.
Средний возраст работающих в науке превысил 60 лет. Если учесть, что наиболее активный период работы ученого приходится на 30-40 лет, то творческий потенциал науки приблизился к нулю.
За последние 10 лет уровень изобретательской активности в стане снизился на 90%. Эмигрировали более 800 000 научных сотрудников в основном из области технических и естественных наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов...
В 90-е годы прекратили свое существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука». К 2006 году количество ученых-исследователей уменьшилось примерно в 3 раза по сравнению с 1991 годом. К 2007 году их осталось чуть более 400 тысяч человек.
Средний возраст работающих в науке превысил 60 лет. Если учесть, что наиболее активный период работы ученого приходится на 30-40 лет, то творческий потенциал науки приблизился к нулю.
За последние 10 лет уровень изобретательской активности в стане снизился на 90%. Эмигрировали более 800 000 научных сотрудников в основном из области технических и естественных наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов.
По подсчетам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием
наносит стране ущерб в размере 300-800 тыс.$.