Абсолютна ли мораль?

На модерации Отложенный

Время преображает моральные принципы и изменяет нравственные ориентиры. То, что недавно было геройством, ныне – преступление. То, что не было ранее предосудительным, ныне считается мерзостью, то, что считалось ранее «смертным грехом», теперь невинная забава. Поучительна история библейского праведника Авраама, основателя трёх мировых религий. Во время пребывания в Египте ему пришлось, ради спасения своей жизни отдать в гарем фараону свою жену Сару, назвавшись её братом. С точки зрения сегодняшней морали – мерзость, но в начале II тысячелетия до Р.Х. это было в порядке вещей.

Поймите меня правильно. Я не собираюсь критиковать Ветхий Завет, почитаемый верующими. Я пытаюсь объяснить, почему человек поступивший, с точки зрения современной морали, постыдно, почитается за праведника. И почему, для того, чтобы овладеть женщиной, мужа следовало убить, а брата убивать было нельзя? Более того, брата необходимо было почитать и дарить богатые подарки.

Дело в том, что в ту пору, когда институт семьи ещё не сформировался, и, превыше всего, почиталось кровное родство. Женщина рассуждала так: мужа жалеть нечего, по крови он мне никто, и если я его потеряю, то могу завести себе нового. Если я потеряю детей, то смогу родить новых. Но если я потеряю брата - нового я не получу никогда.

Кроме того, кровное родство подтверждалось со 100% гарантией только по линии матери. А кровную месть в те времена не только никто не отменял, но её неприменение считалось преступлением перед своим родом.

Поэтому с точки зрения авраамических религий, Сара поступила правильно, она спасла жизнь своему мужу – брату. А Авраам тоже поступил правильно, т.к. он был единственным защитником для своей сестры. Братом он ей был по вере и по одной из ветвей родства. По другой ветви она была ему племянницей. Возникшую значительно позднее заповедь «Не лжесвидетельствуй», он не нарушил т. к. Сара, действительно, была ему двоюродной или троюродной сестрой. Но, почему же, тогда фараон вскоре вернул ему Сару, причём с большой тревогой, упрекая в том, что Авраам его обманул, а авраамов Бог наказал за это фараона? Дело в том, что, несмотря на длительное пребывание в гареме, Сара не беременела. В связи с каким – то суеверием, фараон, видимо, стал испытывать к самому себе комплекс неполноценности и испугался. Вероятно, этим суеверием предписывалось вернуть неплодную жену отцу или брату и одарить его большими подарками, чтобы избавиться от этого комплекса. Так Авраам стал богат.

Поэтому на вопрос, меняется ли мораль, сообразно велениям времени, с сожалением, следует ответить утвердительно.