Калининград. Что дальше?

На модерации Отложенный

Напуганная январским 12-тысячным митингом в Калининграде власть за прошедшие полтора месяца сделала все для того, чтобы сбить протестную волну. Методы стандартные: промывание мозгов на тему «мы учли все пожелания граждан» и давление на оппозицию с целью расколоть ее.

По второму направлению власти пока удалось добиться наибольших успехов. Преследовались две понятные цели: методом кнута и пряника втянуть местных оппозиционных лидеров в орбиту коллаборационизма (ну и дальше весь этот известный набор спама про «конструктивный диалог» против «оголтелой митинговщины») и вбить клин между местным движением протеста и федеральной оппозицией. Последнее было для власти важнейшей задачей. Интеграция с федеральными оппозиционными движениями очевидно усиливает калининградское движение протеста, придавая ему намного более широкий резонанс, превращая его из стихийного локального протеста в важную часть общенационального движения с требованиями отставки правительства Путина. Пугающий для власти симбиоз.

Особое раздражение в этом плане, разумеется, вызывало участие «Солидарности» в подготовке и проведении калининградских протестных митингов. Ото всех местных оппозиционеров, которых вызывали в последние полтора месяца на «беседы» с местными и федеральными силовиками, требовали откреститься от сотрудничества с «Солидарностью» в качестве главного условия неприменения к ним санкций. «Солидарность» чуть более чем за год своего существования стала единственным общероссийским оппозиционным движением, принципиально отказывающимся играть по кремлевским правилам. Остальные, так или иначе – в кремлевской орбите. Именно поэтому сотрудничество региональных оппозиционеров с непослушной «Солидарностью» рассматривается властями как главная опасность.

На поле внесения раскола в ряды оппозиционеров властям удалось кое-чего добиться – бывший неформальный лидер калининградского оппозиционного движения, Константин Дорошок, в феврале вышел из «Солидарности». Как показали дальнейшие события, уход Дорошка из «Солидарности» стал лишь прелюдией к фактическому прекращению им оппозиционной деятельности. Он вошел в поспешно созданный губернатором Боосом «политический консультативный совет» (призванный показать, что власть «прислушивается» к требованиям оппозиционеров). Стал частым гостем в областной администрации, а незадолго до очередного протестного митинга, намеченного на 20 марта, принял фактически единоличное решение о его отмене (Дорошок подписывал заявку в мэрию на проведение митинга), вопреки мнению других участников протестной коалиции о том, что митинг надо обязательно проводить. 19-20 марта Дорошок даже не стал участвовать в акциях калининградской оппозиции, предпочтя «прямую линию» губернатора Бооса с народом.

Собственно, переманивание на свою сторону лидеров локальных протестных движений – тактика старая, как мир, ничего нового. Радует другое: большинство представителей калининградской оппозиционной коалиции отказались «сдать» протест в обмен на сотрудничество с властями. Лидер местных «Патриотов России» Михаил Чесалин, сопредседатели калининградской «Солидарности» Людмила Зелинская (бывший депутат областной думы), Сергей Кравченко, Сергей Корниенко (последний входит также в правление возглавляемой К. Дорошком организации «Справедливость», где выступил против отмены митинга 20 марта) – все они выступили в поддержку продолжения деятельности оппозиционной коалиции. Осудила решение Дорошка отменить митинг 20 марта и местная КПРФ, назначившая в качестве альтернативы на 27 марта собственный митинг протеста.

Есть уверенность, что, невзирая на досадный эпизод с фактическим перетягиванием Дорошка на сторону власти, калининградская оппозиционная коалиция сможет переформатироваться и продолжить свою деятельность. Ждем новых акций в Калининграде.

Для таких ожиданий есть все основания: власти не выполняют требования калининградцев, люди в городе разочарованы, многие ждут продолжения протестных акций. Подтверждением этого стали события 20 марта, когда горожане в количестве 3-5 тысяч человек пришли на Центральную площадь города – ту самую, где проходил митинг 30 января, и которую власти теперь перегородили «сельскохозяйственной ярмаркой», дабы помешать проведению новых митингов – чтобы принять участие в антиправительственном флэш-мобе. Собравшиеся невзирая на запрет люди скандировали «Бооса в отставку!»

Это свидетельствует о том, что первую свою задачу – успокаивание общественного мнения сказками о «принимаемых мерах» – власти полностью провалили. Например, несмотря на пропагандистские разглагольствования о том, что «ставки транспортного налога вернули на уровень 2008 года», на самом деле отменили только самое последнее повышение налога (на 26% в этом году), а ставки, принятые законом 2008 года и повысившие уровень транспортного налога на 67%, оставили в силе, добавив к этому возможность индексировать транспортный налог в ближайшие годы на основе «индекса-дефлятора». Напомню, что обеспеченность личным автотранспортном в Калининграде такая же, как в Москве и Питере (3-е место по России, почти треть граждан здесь владеет личным автомобилем), а по уровню денежных доходов регион – всего лишь 28-й в стране.

А при этом власть после митинга 30 января, как говорится, «съела весь мозг» гражданам по поводу того, как она теперь будет о них заботиться и «принимать все меры» для того, чтобы гражданам жилось все лучше и лучше. При этом люди видят, как за годы правления Бооса оказался задушенным местный бизнес, как на деньги налогоплательщиков построили дорогостоящую Приморскую кольцевую автодорогу (как говорят калининградцы, «ведущую из ниоткуда в никуда»), которую Боос теперь хочет сделать платной.

Тошнотворным символом грубой пропаганды властей стал один из последних вопросов, заданных губернатору Боосу в ходе «прямой линии» с гражданами 20 марта. К микрофону вышла девушка, назвавшаяся «представителем творческой интеллигенции», и спросила: «Как можно было так удачно руководить, что реально изменились творческие возможности области?»

Как там было у Галича? «Как мать вам заявляю и как женщина!..»

При этом ведущий боосовской прямой линии, известный пропагандистский шоумен Соловьев, показным образом оборвал и отчитал девушку за «прочитанные по бумажке похвальбы» – что лишь усилило впечатление топорности такой пропагандистской «работы». Стоит думать, «прямая линия» Бооса лишь дополнительно отвратила многих калининградцев от губернатора и его дешевых пропагандистских приемов. Многие люди уже раскусили, до какой степени созданный Боосом «политический консультативный совет» превращается в инструмент забалтывания проблем области и «разводки» оппозиционеров.

Похоже, обмануть калининградцев Боосу не удалось. Потери, нанесенные оппозиции, не смертельны и преодолимы. Протестное движение в Калининграде будет продолжаться. Важно сохранить в оппозиционном стане коалиционный дух, отложить в сторону разногласия, держаться вместе – только так можно будет добиться своих целей, изменить к лучшему жизнь и в области, и в стране.