Атлантисты и восточники

На модерации Отложенный

Тут возникло несколько споров. Которые сами по себе, возможно дают не слишком правильное представление о моих взглядах. Можно было бы начать с одиозностей, в духе "Почему Путин должен остаться?" или "Хватит путать Сталина с Гитлером!", но я осек себя на мысли, что моя главная задача избежать горячей и холодной гражданской войны хотя бы на время формирования новых, реалистичных программ реформирования России. И поэтому публикую работу уже годичной давности, с пониманием, что именно она сейчас нужнее всего.

Есть две традиции, которые мешают нормальному развитию философского оправдания цивилизационного подхода к истории.

1)Цивилизационному подходу и геополитике, как правило, противопоставляют идеи демократии и свободы. Но в данном случае речь идет о принципиально несовместимых вещах. Первое – набор ценностей, который на своей вершине принимает формы философии и идеологии. Второе – набор управленческих средств, который на своей вершине принимает формы теории управления и политтехнологи. Первое можно сравнивать только с другими философиями и идеологиями. Второе – с другими теориями и методами управления.

2)Часто сторонники разнообразия цивилизаций, отстаивая самобытность собственной культуры или геополитического образования, призывают и к развитию традиционных форм власти и управления. Еще чаще они отказываются рассматривать политический мир в терминах развития. Безусловно, идеологические и культурные особенности предопределяют политические технологии, но не замораживают их. Другими словами, цивилизационный подход часто диктует консервативную политическую программу, тогда как, на самом деле, культурная матрица не может противоречить эффективным способам управления, она достаточно сильна, чтобы и в замкнутой цивилизации воспринимать сильные стороны других культур. В том числе и такие, которые связаны с развитием теории и системы управления.

Эти два момента на протяжении всей русской истории мешают примириться двум большим русским партиям, назовем их по старой традиции – западной и восточной. И хотя, уже не раз замечалось, что оба этих направления действуют в русской культуре с единственным стремлением к благу, есть постоянные аргументы, что западники являются предателями России, ставленниками атлантистов, и что восточники являются противниками любых улучшений внутри страны, сторонниками самых худших варварских методов управления, гонителями индивидуальной свободы.

Более того, чаще всего, с носителями этих противоположных взглядов именно так и происходило, даже против их собственного желания принять более взвешенную позицию.

Причин для такой ситуации множество. Но одна из главных заключается в амбивалентности русского характера и соответственно в неразрешенной до сих пор антиномичности русской философии.

И эта антиномичность происходит даже не из-за того, что географически современная Россия – и Запад, и Восток, а из-за того, что мы ведем свою историю и культуру сразу от двух цивилизационных образований – Киевской Руси и Московского Царства. Киевская Русь – традиционное европейское княжество, распавшееся и поглощенное востоком раньше, чем европейский мир перешел от традиционного общества к современности. Московское Царство, хотя и установило во власти старую киевскую элиту, в большей мере стоит в стороне от Европы, занимая ранее дикую степь и тайгу Сибири, не соприкасаясь с древними торговыми путями и культурами.

Сложность заключается так же и в том, что восточная партия подпитывается скорее чувством, чем разумом. Славянофилы и евразийцы произвели на свет множество теорий, которые живы терминами и ожиданиями, а не реальной практикой. Славянское единство, защита славян, триединая формула Российской империи (самодержавие, православие, народность), триединая задача СССР (коллективизация, индустриализация и культурная революция), диалектические триады марксизма, пассионарность и суперэтнос евразийцев, системная матрица России – все это суть лишь названия явлений, которые еще требуют доказательства.

А противопоставляемые западниками идеалы европеизма, по сути, идеалами не являются. Как уже было сказано выше – это не ценности, а технологии. Бесспорно технологии апробированные, и по этой причине, относительно доказанные. По существу проекты западников во все времена русской истории выглядели как наиболее разумные, прогрессивные и далекие от мифологии. Этой своей особенностью они с большей легкостью подкупали головы интеллектуальной элиты, всегда требующей оснований, опыта и доказательств.