Древние боги никого не просили за них заступаться

На модерации Отложенный

         Для начала зададим себе первый вопрос. Поскольку в древнеримском законодательстве отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за богохульство, то насколько соответствует действительности такое понятие как «Древнеримская инквизиция», введенное в научный оборот многими историками? Языческие боги Древнего Рима никого не из людей никогда не просили за них заступаться. Древнеримский законодатель считал, что боги сами могут за себя постоять, а помощь со стороны людей лишь умаляет их божественное достоинство. Но раз это так, то какими же нормами уголовного правы руководствовались преторы, приговаривая христианских мучеников к смертной казне? Если за исповедание имени Иисуса Христа, то пантеон римских богов предусматривал включение в него не только новых, но ещё и неведомых богов. Вспомним в связи с этим свидетельство апостола Павла, лично видевшего алтарь, освященный в честь неведомого бога. Допустить же тот факт, что казни первых христиан были внесудебными, нельзя никак, так как несоблюдение законов грозило римской государственности неминуемым распадом.

      Чтобы ответить на поставленный нами вопрос, необходимо вспомнить о том, что написано в «Деяниях святых апостолов», составляющих один из канонических текстов Библии. Итак, автор «Деяний» довольно подробно пишет о том, что первые христиане, создавая свои общины, передавали в собственность этих общин всё свое движимое и недвижимое имущество. Но автор ничего не пишет о том, кому эти добровольные дарители уплачивали налоги за дарение. Тогда как в трудах древних историков можно найти сетования по поводу того, что первые христиане зря уклонялись от уплаты налогов на дарение, подвергая тем самым свои общины силовому разгону, а себя самих наказанию. Кроме прочего, как мы знаем, первые христиане дарили общинам и свои земельные участки.

То есть, земля меняла владельца без законодательной записи о данной сделке. Такая сделка и в наше время считается ничтожной. Более того, для разрешения каких-либо споров первые христиане предпочитали не обращаться в римские суды общей юрисдикции, а руководствоваться решениями своих первых лиц. Спустя две с половиной тысячи лет нечто похожее пытались учредить в рамках своего Комитета еврейские антифашисты, расстрелянные в Москве в 1952 году. Ни одно государство не станет терпеть попыток подменить его в вопросах отправления правосудия, охраны правопорядка и сбора налогов. Именно за это и подвергались гонениям первые христиане, а никак не свою веру в распятого и воскресшего Христа. Известно, что римский император Тиберий хотел поместить имя Христа в Пантеон римских богов, но римский Сенат отказал ему в этом на том основании, что от прокуратора Иудеи не поступало никаких сведений (табличек) о казни этого галилеянина.
        Если говорить о внесудебных расправах над первыми христианами, то они случились только однажды. Это произошло в годы правления императора Нерона. Первых христиан ложно обвинили в поджоге Рима. Многих казнили. Но это противозаконное деяние нанесло римской государственности такой удар, после которого она едва смогла оправиться.
      Не будем забывать и о том, что российское судопроизводство во многом заждется на древнеримском праве. Двадцать веков назад в Риме нельзя было встретить ни одного здания, в котором бы одновременно размещались кабинеты квесторов (следователей) и преторов (судей). В римских провинциях эта норма уголовного права тоже соблюдалась. Если говорить об Иерусалиме, то преторы занимали кабинеты в Претории, а квесторы размещались в бывшем дворце Ирода Великого.