12.11.2015
Петр Павленский в суде. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Художник-акционист Павленский поджег дверь приемной ФСБ на Лубянке и, когда его арестовали, потребовал судить его как террориста. Удивительное дело, в этом отношении власти к нему вроде как прислушались…
До этого Павленский уже провел множество акций: в знак протеста против Ужасного Тоталитарного Государства зашивал себе рот ниткой и приколачивал свою мошонку к брусчатке Красной площади.
У действий Павленского есть точный аналог: так в Средние века поступали юродивые. Мир был полон таких «праведников», обличавших правящих вельзевулов, сынов дьявола и сатаны, и в этом не было, в общем-то, ничего страшного. Страшное начиналось, если эти обличители приходили к власти.
В современном мире юродивым есть точный аналог: это всевозможные обличители страшных правительств: Брэдли Мэннинг, Джулиан Ассанж, Эдвард Сноуден.
Брэдли Мэннинг, военнослужащий армии США, слил Джулиану Ассанжу тысячи секретных документов. Его не остановила ни данная им присяга, ни то, что в этих документах содержалось множество информации, ставящей под угрозу жизнь людей (например, агентов разведки среди террористов), но не нашлось ни одного документа, уличающего власти США в том, что они врут своему народу и тайно занимаются не тем, о чем говорят публично. Брэдли Мэннинг в его понимании был героем, который борется против Ужасного Тоталитарного Государства, что не помешало ему, уже в тюрьме, потребовать, чтобы это самое Ужасное Тоталитарное Государство оплатило ему операцию по перемене пола.
С точки зрения создателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, США — тоже Ужасная Тоталитарная Держава, занимающаяся «заговорами». Как следует из его несколько параноидальных манифестов, целью Wilikeaks было разрушить этот «заговор» (conspiracy), нанеся удар по его информационным потокам, — и Ужасная Тоталитарная Держава накроется.
В своей борьбе Джулиан Ассанж поощрял среди своих сотрудников культ собственной персоны, тщательно пестовал в медиа имидж Гениального Борца-Программиста, создателя уникального софта (весь принцип и софт Wikileaks списан с действительно гениального принципа Wikipedia), а также изумительным образом удивился, когда во время одного из перелетов Ужасное Тоталитарное Государство похитило у него два компьютера, сданных в багаж. Знатному Борцу не пришло в голову, что, когда борешься против такого Чудовища, компьютеры лучше в багаж не сдавать.
Эдвард Сноуден, третий борец против Ужасного Тоталитарного Государства, вполне намеренно устроился на работу в секретную государственную программу, с тем чтобы ее разоблачить, и снова-таки был примечателен тем, что не сообщил ничего собственно разоблачительного. Единственным событием в хэппенинге, устроенном Сноуденом, был сам Сноуден. При этом, как и Ассанж, реального не только мученичества, но и дискомфорта Сноуден предпочел избежать. Теперь, обитая в России, он периодически, раз в два месяца, напоминает о себе: то скажет, что готов вернуться в США, если там пообещают его не казнить, то еще что-нибудь такое.
Павленский — из этой же породы борцов с Ужасным Тоталитарным Государством. Противник ему, конечно, достался менее комфортный, чем США, но тут уж ничего не поделаешь: родину не выбирают.
Протест г-на Павленского не имеет никакого отношения к реальной оппозиции и реальной борьбе с режимом. Это — выходки юродивого.
Когда человек зашивает себе рот сам, в рамках плагиата с фильма «Матрица», — это совсем не то же самое, когда ему затыкает рот государство. Когда человек поджигает приемную ФСБ — простите меня, ради бога, но как вы думаете, что будет с человеком, который в США вздумает поджечь дверь в ФБР? Ах да, я же забыла, США — это тоже Страшное Тоталитарное Государство.
С проблемой юродивых сталкивались все государства, и лучшим способом обращения с ними всегда был полный игнор. Юродивому позволялось говорить по поводу правящего Кровопийцы, Сына Сатаны, Незаконного Выродка все, что хотелось. Иногда — если правитель был действительно Кровопийцей — юродивый попадал в точку, но его вдохновенные обличения сильно девальвировались за счет того, что юродивый всегда и всех обличал, — к этому привыкало даже легко возбудимое общественное мнение (еще не зафиксировано в истории юродивого, который когда-либо похвалил кого-либо, достойного похвалы).
Собственно, именно так и определяется вменяемое государство. Оно вменяемо, если отпускает любителей бегать голым по площадям, или, в случае легкого хулиганства, как при поджоге дверей госучреждения, дает им пятнадцать суток. Все равно яйцеприбивательство не станет массовым явлением и любимой формой протеста.
Но государство невменяемо, если начинает относиться к прибитым мошонкам со звериной серьезностью, рубить головы и паять статьи.
Видимо, юродивые для того и существуют: реакция на них есть тест на вменяемость государства.
Автор: Юлия Латынина
Комментарии
Вот во многом она права.. хоть выводы КАЖУТСЯ алогичными.
Может тем, кто инфой не владеет?
Если псих, то должны лечить. Если хулиган, то должен отвечать по закону.
Что значит юродиевый? Это псих, которого нельзя лечить или хулиган , которого нельзя наказывать?
Ты ж по русски писать толком не умеешь...)
=============================
не, он хорошо акционирует..))