А если столицу в Казань?..
Собор
Президент Минниханов издал 4 ноября в День единства указ о строительстве Булгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божьей Матери. Стоимость реставрации собора оценивается в миллиард рублей, и ее сравнивают со строительством храма Христа Спасителя в Москве.
Храм Христа Спасителя в Москве строил Лужков, и он обошелся в 500 млн. долларов, по сегодняшнему курсу это примерно 32 миллиарда рублей. Для сравнения, стоимость недавно открывшейся в Москве Соборной мечети примерно 150 млн. долларов, то есть сегодня около 10 млрд. рублей. Как видим, Соборная мечеть обошлась в три раза дешевле, чем храм Христа Спасителя. Стоимость мечети Кул Шариф в Казанском Кремле около 40 млн. долларов, как видим, в 12,5 раза меньше храма Христа Спасителя, в сегодняшних условиях это примерно 2,5 млрд. рублей.
Собор иконы Казанской Божьей Матери по стоимости будет составлять примерно 3% от стоимости строительства храма Христа Спасителя в Москве, то есть это несравнимые вещи. Недавно Театр Качалова в Казани обошелся в миллиард рублей, но это когда еще доллар стоил 32 рубля, то есть реставрация театра Качалова обошлась республике примерно в 30 млн. долларов. А собор иконы Казанской Божьей Матери обойдется уже в 15 млн. долларов, то есть реставрация Театра Качалова оказалась в два раза дороже, чем будущая реконструкция собора. Между тем отдача от реконструкции собора будет несравнимо больше. В XIX веке доход от паломничества в собор со всей России составлял 70% городского бюджета, а сколько денег оседало в карманах казанских купцов и предпринимателей - несравнимо больше.
Кул Шариф остается объектом, который примерно в 2,5 раза дороже собора, говорить о том, что собор затмит собой мечеть Кул Шариф, по меньшей мере странно. Это соразмерные объекты, и тут скорее православным нужно обижаться, что им не выделили 2,5 млрд. рублей. Но дело в том, что власти Татарстана уже выделили примерно миллиард рублей ранее на реставрацию Благовещенского собора в Кремле.
Строить собор необходимо, потому что Казанская икона Божьей Матери есть не только одна из самых почитаемых икон православного мира, но и одна из самых почитаемых чудотворных икон католического мира (для сведения, православных в мире около 200 млн., католиков 1200 млн. человек), которая, как считал папа Иоанн Павел II, спасла ему жизнь. Иоанн Павел II считал, что приезд Камиля Исхакова, мэра Казани, с просьбой вернуть икону в Казань вызван божественным провидением, фатимским предсказанием. В Барселоне 8 млн. туристов в год, доходы от туризма около триллиона рублей в год (12 млрд. евро), все едут посмотреть собор Саграда Фамилиа Антонио Гауди, но в Барселоне тепло, в декабре +14. В Казани холодно 7 месяцев, однако собор Казанской иконы Божьей Матери может стать гораздо большим магнитом для туристов и паломников со всего мира, причем всепогодным, чем Саграда Фамилиа в Барселоне.
Потому что это будет мировой духовный центр. Чудотворной иконы такого масштаба и «энергии» в Барселоне нет. Думаю, что и 10 миллионов туристов и паломников в год для Казани в данном случае не предел. А что такое дополнительный ежегодный доход для Казани в триллион рублей, когда ныне ее бюджет 19 млрд. рублей? Туризм и паломничество в несколько раз доходнее, чем добыча нефти. Причем никакими санкциями искренним паломникам к чудотворной иконе препятствий не создашь. Триллион рублей - это, между прочим, сто станций метро в год. При таких финансовых вливаниях в бюджет города как расцветут в Казани национальные культуры, трудно даже представить. Можно, конечно, сидеть в ограниченном мирке, но татарскому характеру, который издревле кочевал на размахе в 10 тысяч километров, это и противоестественно, и противопоказано. И давно пора создать представительство Ватикана в Казани.
В президентском послании президент Минниханов заявил также о поддержке проекта воссоздания в Казани Казанской православной академии, которая одно время считалась в России второй по значению после Петербургской и которая «окормляла» восточные территории России и государства Востока, включая Китай, Японию, Индию, Иран, Турцию. То есть, собственно говоря, гигантский ареал, из которого и вышли все мировые религии и куда сегодня перемещается мировой центр развития. Так что в недалекой перспективе Казанская духовная академия может естественно выйти на первое место по значению в России, если, как говорил Мао Цзэдун, «ветер с Востока победит ветер с Запада».
То, что митрополит Феофан поддержал идею воссоздания в Казани православной академии, - чрезвычайно мудрый шаг, потому что «знание - сила». Открытие мощного конкурирующего интеллектуального центра в Казани подтянет и ислам в республике, который избавится таким образом от пока естественного провинциализма. Татары ныне очень пассионарная нация, они жили раньше 460 лет в условиях сильнейшего «глубоководного» давления и не согнулись, и ныне накопленная вековая энергия выплескивается наружу. Бесполезно учитывать количественные категории у народов, как говорил Лев Гумилев, необходимо учитывать в первую очередь пассионарный импульс.
Без поддержки татар, без свежего татарского пассионарного импульса Россия, как и Римская империя, как и Византия, не сможет сохраниться, Гумилев указывал, что она вступила в фазу угасания пассионарного импульса (развал СССР тому свидетельство, Горбачев лишь проявил скрытые процессы внутри СССР и КПСС и объективно не мог сопротивляться колоссальному давлению национальных элит союзных республик). Поддержат татары Россию - она преодолеет трудности, не поддержат, ее ждет судьба Византии. Думаю, что Москве иллюзий строить не нужно, на этой фазе цикла истории России необходимо прагматично готовиться к естественному перебазированию столицы России из Москвы в Казань.
Это решение, собственно говоря, уже назрело, и Путин может, аналогично Петру Великому, прорубить окно в Азию, на Восток, но, не идя на уступки Китаю, а вырабатывая собственную оригинальную восточную политику страны, проводя эффективную истернизацию, основанную на приоритете реальных, а не мифических духовных ценностей. В числе которых и военная демократия Золотой Орды. Москве придется за лояльность татар идти на уступки, возможно, в том числе и объявление, например, всей территории Татарстана особой экономической зоной.
Одними из первых шагов в перебазировании столицы России, распределении полномочий есть придание статуса вице-президент России президенту Татарстана Минниханову для получения им реальных полномочий по контактам с исламским миром. Потому что встречаться с лидерами мирового ислама эффективно и с пользой для страны можно только в статусе президента Татарстана и вице-президента России. Для исламского мира принципиально важно, что вице-президент России - мусульманин. Не говорим уже о назревшем и перезревшем вопросе - об исламском банкинге в Татарстане и России. Приход в Казань исламских денег закономерен. Это как раз и можно осуществить, дав всему Татарстану статус особой экономической зоны, где возможен исламский банкинг. Без особой экономической зоны это сделать практически невозможно.
Необходимо будет в Казани построить резиденцию президента России в связи с этим и также перебазировать Совет Федерации, Министерство национальных отношений РФ. Возможно также создать в Казани Общественную палату народов России, потому что межнациональные вопросы и межконфессиональные специфичны и выходят сегодня в России на первый план, это вопрос выживания России, особенно если вспомнить, что число русских в Москве ныне меньше в пропорциональном отношении, чем в Казани. Да и РАН можно вывести в Иннополис. Вспомним, как говорил Никита Хрущев: «Зря Иван Грозный не перевел столицу из Москвы в Казань».
Можно еще раз повторить, мусульмане Татарстана не должны бояться идеологической конкуренции с православием, это называется трусостью, только взаимодействие с умным оппонентом позволит им выскочить из скорлупы провинциальной заскорузлости. Татары, если можно так выразиться, объективно один из планетообразующих народов и мыслить должны на этом уровне.
Рашит АХМЕТОВ
Газета “Звезда Поволжья” № 40, 12 ноября 2015 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/
Комментарии
Может то и есть первоистоки?
теперь и об аллахе нужно подумать?