«Катынь» не катит? Как могилы становятся инструментами большой политики

На модерации Отложенный

Нa этой неделе в библиотеке им. Горького прошла историческая конференция под названием: «Рассмотреть в особом порядке...» Посвящалась она расстрелу польских военных на территории Калининской области в 1940 году. К подобным мероприятиям мы уже начали привыкать и досконально изучили историю медновского захоронения. Примечательно другое. Польская тема поднимается в нашем регионе ежегодно по нескольку раз и все время с одними и теми же акцентами. Нам рассказывают о чудовищном преступлении СССР перед поляками. Вернее, нас методично пытаются в этом убедить, потому что никто не подвергает ревизии те мрачные события. А между тем это уже давно пора сделать. Ведь «катынско-медновская» тематика используется в современной Польше как мощнейшее идеологическое средство. И направлено оно отнюдь не на сближение между нашими народами.

События 1940 года, конечно, трагичны. И с этим никто не спорит. Мы, конечно, сожалеем и скорбим. Но почему это делаем только мы одни. Почему та же Польша не спешит покаяться перед нами в своих грехах? Или этих грехов не существует? Поверьте, еще как существуют, и их немало. А признаваться в них Польша не спешит, потому что это не выгодно. Ведь в вопросах пропаганды и формирования общественного мнения важно, как вы будете трактовать страницы истории. Устраивать вокруг них истерики или же выставлять здравые, объективные оценки.

Мы придерживаемся второй точки зрения. А вот наши польские соседи - наоборот. В этой стране насаждается идеологическая доктрина, основанная на целом комплексе исторических мифов и мистификаций. Среди них так называемое «уничтожение цвета польской нации в Катыни и Медном». Эти события причислены к разряду священных. Особенность польского менталитета заключается в том, что, несмотря на негативный характер этих дат (фактически это поражения для польского народа), их шумно, а порой и яростно справляют. Это все равно что в России всенародно отмечать день Чернобыльской катастрофы. По крайней мере, нам это трудно понять. А вот поляки ничего - празднуют и объединяют нацию вокруг черных дат. Можно долго рассуждать, насколько глубоко в них сидит эта склонность. Нам же видится не ментально-мистическая сторона этого вопроса, а сугубо практическая. Свои священные мифы Польша очень активно применяет в политике. В частности, в плане реализации собственных державных амбиций. Катынско-медновская тема поднимается поляками в различных резолюциях, обращениях и прочих документах, адресованных в том числе и к европейскому сообществу. Главная идея - доказать причастность СССР к развязыванию Второй мировой войны.

Это, в свою очередь, ставит под вопрос ее итоги. В частности, территориальный раздел Европы. И это не такая уж фантастичная идея, как выглядит на первый взгляд. Вспомните, что еще совсем недавно среди европейских парламентариев вполне серьезно ставился вопрос о том, чтобы приравнять сталинизм к фашизму. С таких вопросов все и начинается. Вы спросите, зачем это нужно Польше? И здесь все очень просто. Вот уже почти 400 лет одной из национальных идей этой страны (помимо сверхдержавности) является мессианство. «Огнем и мечом» нести на восточнославянские земли свое влияние и веру. Наибольшего успеха в этом деле Польша добилась в годы гражданской войны, когда Российская империя треснула по швам. Польше отошли западные районы Украины и Белоруссии. Истощенная Красная Армия не смогла их отстоять. Тогда в плен к полякам попали тысячи бойцов РККА. Но домой они не вернулись. Были расстреляны поляками. Так почему же Польша не признает этого факта и не приносит нам свои извинения?..

Самое интересное в том, что оккупированные территории Польша сразу причислила к своим исконным землям. А вот местное население посчитали лишним. В те времена поляки не признавали белорусов за нацию. Известный польский идеолог 30-х годов Адольф Невчинский безо всяких оговорок заявлял, что с белорусами нужно разговаривать на языке «висельниц и только висельниц ... Это будет, - писал он, - самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии». В 20-30-е годы западные белорусы считали поляков оккупантами и боролись как могли с польскими полицейскими, жандармами и колонистами, получившими их земли (польских колонистов называли «осадниками»). Для белорусов даже был создан специальный концлагерь смерти в Картуз-Березе. Вот почему местное население с радостью приветствовало освободительный для них поход Красной Армии 17 сентября 1939 года. Кстати, согласно пакту Молотова - Рибентропа СССР отошли только белорусские и украинские земли. На исконную территорию Польши Красная Армия не входила. Тем не менее ненависть белорусов к польским осадникам - будущим жертвам Катыни - в сентябре 1939 года была такова, что как только рухнула польская колониально-полицейская система, то наступило неотвратимое возмездие. 22 и 23 сентября местное население местечка Скидаля расправилось с бывшими легионерами-осадниками. Были застрелены, растерзаны и забиты в результате этой самосудной расправы 42 человека. Значит, было за что, если даже кроткие белорусы не выдержали.

С этой точки зрения и на Катынь надо посмотреть по-другому. Все польские историки, политики и журналисты много лет подряд талдычат о том, что в Катыни был расстрелян «цвет нации» - писатели, учителя, священники, ученые и т.д. А вот что пишет современный белорусский историк Л. Криштапович в исследовании «Великий подвиг народа» (Минск, 2005 г.): «Польские русофобы и антисоветчики ламентируют: катынская трагедия - ничем не оправданный расстрел цвета польского общества - офицеров. Но это ведь были не просто военнопленные, а оккупанты, ибо объективно Западная Белоруссия была не польской, а оккупированной Польшей землей. И расстреляны были не польские офицеры, а оккупанты, представлявшие карательные репрессивные органы Польши на оккупированной белорусской земле. Достаточно вспомнить о польском лагере смерти для белорусских патриотов и коммунистов в Картуз-Березе. Как справедливо отмечает польский историк Кшиштоф Теплиц, «сегодня о польских полицейских говорят, что многие из них были злодейски убиты в Катыни, но не говорят, что те, кто туда не попал, помогали гитлеровцам в окончательном решении еврейского вопроса. Что же касается собственно польских войсковых офицеров, то их в СССР никто и не расстреливал. Общеизвестно, что на территории СССР в годы Второй мировой войны эти офицеры активно участвовали в строительстве польской армии генерала Андерса и народного Войска Польского, которые в составе антигитлеровской коалиции внесли свою лепту в дело освобождения европейских народов от фашизма».

Вот и получается, что Польша сама была оккупантом чужих земель, поляки сами расстреливали пленных солдат, польское правительство само поддерживало теплые отношения с гитлеровской Германией и участвовало в разделе Европы. И это объективная реальность. Поэтому, прежде чем посыпать голову пеплом и упиваться «катынско-медновской трагедией», поинтересуйтесь, как все было на самом деле. И тогда все встанет на свои места.