Интернет-провайдер: взятки чиновникам включены в тарифы

На модерации Отложенный

Василий работает в компании, которая стала одним из крупнейших интернет-провайдеров Москвы. В его обязанности входит взаимодействие с городскими чиновниками. Разговаривать с корреспондентом iToday.ru он согласился лишь на условиях анонимности – по понятным и вполне уважительным причинам.

- Часто ли приходится платить за получение какого-либо разрешения у чиновников?

- Деньги решают очень большое количество проблем. Платить приходится еще до того, как начинается работа по постройке сети. Например, за вход в район. Иногда случаются и исключения. Я знаю районы, в которых деньги не платились вообще, и нам удалось попасть туда бесплатно. Правда, очень сложно было собрать необходимый пакет документов.

- Каков средний размер взятки за вход в район?


- Выделяется на эти цели 250 тыс. рублей. Но не только взятки решают дело, есть и другие приемы. Наша сеть существует с 2000 года. Ее строительство начиналось с Южного и Центрального округов Москвы. На юге столицы мы столкнулись с большим количеством проблем, потому что все префекты получили негласное указание не допустить развертывания сетей из-за конфликта руководства компании с правительством Москвы. Тогда у нашей компании появилось определенное число подрядчиков (подставных лиц, фактически), которые, приходя в район, говорили, что к нам никакого отношения они не имеют.

- Какая часть бюджета строительства сети в районе уходит на взятки?

- Малая. Все зависит от умения представителя провайдера договориться с чиновниками. Когда для нас сеть строили подрядчики (упомянутые подставные компании – Ред.), расходы на взятки были довольно ощутимы – от $10 тыс. и выше.

Для примера. К представителю ДЕЗ (дирекция единого заказчика; по сути – домоуправление – Ред.) кто-то приходит и говорит, что хочет построить сеть. Тот отвечает: "Я не понимаю, зачем вы ко мне пришли. Идите в управу района". А ведь по закону провайдер должен обратиться именно к управляющей компании (функции управляющей компании выполняет либо ДЕЗ, либо товарищество собственников жилья), которая предоставляет список документов, необходимых для начала строительства сети в районе. Но как правило, на местах, в управляющих компаниях, сидят люди, которые в принципе не понимают, что такое Интернет.

В управе сидит человек, который $10 тыс. никогда не возьмет. Для него это слишком маленькая взятка. И он, как правило, перенаправляет в префектуру. И так - по кругу. Получение разрешения и лицензии на стройку сети может занять несколько месяцев.

Например, на западе столице в одном из районов директору ДЕЗ наши конкуренты заплатили очень хорошие деньги за то, чтобы он не выдал нам разрешение. На официальной встрече она (директором была женщина) оставила свой мобильный номер и сказала о том, что выдаст нам исполнителя предварительных работ, которые должны предшествовать строительству сети. На деле же, она от нас пряталась, кидала трубку, материлась. В результате, нам пришлось купить конкурента, по просьбе которого ДЕЗ не давал нам работать.

Иногда в качестве взятки управляющие компании просят оказать какие-либо услуги. Например, перед каждыми выборами правящая партия ставит план по тому, какой должна быть явка. И в одном из ДЕЗов нас попросили за выдачу разрешения на строительство, чтобы люди, которые будут строить, взяли открепительные, пришли и проголосовали в этом районе за "Единую Россию".

- Сколько же людей входит в строительную бригаду?

- От 100 до 500.

А в одном районе мы купили снеготаялку. Причем это была не взятка, а официальная благодарность. И покупка осуществлялась за безналичный расчет. В остальных местах были наличные выплаты. Есть негласное правило платить в управах, а не в ДЕЗах. Потому что начальник ДЕЗа может смениться в любой момент.

- Хорошо, разрешение на строительство получено. Что дальше?

- Затем должны начинаться проектно-изыскательные работы. Взяли ключи от подвалов и чердаков, посмотрели подъезды, прикинули, как строить, нарисовали чертежи, согласовали их. Это как должно быть в идеале.

На деле, когда в ДЕЗ приносят проект (а на каждый дом делается отдельный проект), сотрудники даже не понимают, что им принесли. Очень много проектов согласовывается при том, что инженеры управляющих компаний их даже не открывают. По закону, ДЕЗ должен оставить себе копию проекта и хранить ее в архиве. Как правило, этого никто не делает. Например, сейчас началась проверка государственной жилищной инспекции Москвы по распоряжению правительства столицы, в рамках которой управляющие компании должны предоставить эти проекты. И, как показывает практика, проектов нет ни у кого вообще.

- За согласование тоже приходится платить?

- Наши подрядчики платили деньги за согласование проекта каждого дома. Но после 2006 года ДЕЗы ввели официальную плату за согласование проектов. То есть для того, чтобы инженер взял, все проверил и поставил свою подпись, нужно заплатить официальную цену. Это подразумевает, что в ДЕЗе есть человек, который разбирается в строительствах сети. Но реально в ДЕЗе нет людей, которые в этом разбираются.

- И сколько стоит официальное согласование одного проекта?

- От одной до 17 тыс. рублей за проект, т.е. за каждый дом. А в районе, обычно, не меньше ста домов.

- Что дальше? Сеть построили…

- Нет, сеть только начали строить. Строят у нас в основном "равшаны и джамшуты". То есть, как они строят, можно понять. За время стройки неоднократно происходит пробивание кровли, труб и т.п. Жильцы звонят в управу или ДЕЗ и жалуются, что у них что-то строят и попутно ломают. Из ДЕЗа, конечно, отправляют рабочих, которые все исправляют. И это не обходится бесплатно провайдеру. В зависимости от масштабов разрушения, плата составляет от крутого мобильного телефона до компьютера или телевизора за каждую поломку.

- И как часто возникают такие ситуации?



- Район строится примерно месяц. За неделю ситуации возникают в среднем пару раз. Деньги за это не берут. Оплата идет "бартером".

После завершения строительства должен составляться акт приемки. В управляющих компаниях нет людей, которые могли бы обойти 150 домов и посмотреть, что мы там сделали. Поэтому бумаги подписываются не глядя.

После окончания строительства сеть начинает эксплуатироваться. Естественно, чтобы эксплуатировать сеть, надо заплатить какие-то деньги. Невозможно вести бизнес на территории и не делиться с человеком, которому она подконтрольна. Поэтому время от времени приходится что-то покупать управляющим компаниям, например, строительные материалы. Или оказать какие-то услуги, например, покрасить двери подъездов во всем районе. В одном районе совсем недавно ДЕЗ решил, что у него должна быть серверная. Естественно, нам предложили оплатить расходы. Человек, который должен был заниматься этой серверной в ДЕЗ, выставил счет и список необходимого оборудования. На деле оказалось, что под серверной подразумевался игровой компьютер последнего поколения, который стоил около 100 тыс. Нам удалось уговорить сотрудников ДЕЗ купить компьютер попроще, за 30 тыс. рублей.

Кроме того, подписывается договор на эксплуатацию. Главный смысл такого договора - получить доступ к своему оборудованию, которое стоит на опечатанных чердаках или в подвалах. Дают такой доступ опять же не бесплатно. Эти договоры по сути своей - способ вымогать деньги за то, что мы работаем в этом районе. Ну, и плюс подарки сотрудникам ДЕЗа к каждому празднику.

- Неужели нельзя работать без постоянных отчислений ДЕЗам и управляющим компаниям?

- Нельзя. Например, случается авария. Оборудование вышло из строя. Нашей ремонтной бригаде необходимо попасть на чердак. Договор обязывает сотрудника ДЕЗа приехать и открыть это помещение, но договор не всегда спасает. Например, в праздники и во время выборов доступ на чердаки и в подвалы запрещен. И мы не можем доказать сотрудникам управляющих компаний, что по закону "О связи" мы должны 24 часа в сутки оказывать услуги, которые пользователь оплатил.

Бывает и такое, что ремонтную бригаду не допускают в помещения с оборудованием из-за происков конкурентов. Так, какой-нибудь провайдер за определенную плату просит ДЕЗ не пускать наших рабочих на чердак, чтобы те устранили проблему. Это может продолжаться на протяжении нескольких дней. Естественно, пользователь, который остался без Интернета на такой продолжительный срок, с удовольствием перейдет к другому провайдеру.

Когда с ДЕЗами не удается договориться по-хорошему, мы прибегаем к уловкам. Например, звоним от лица наших пользователей и угрожаем, что если они не пустят ремонтников к оборудованию, то напишем письмо с жалобой в управу или префектуру. Это помогает.

Бывает и такое, что управляющие компании просто перепродают пользователей конкурентам. Чаще всего это происходит в элитных домах, где пользователи не задумываются о том, сколько и кому они платят. Представители управляющих компаний просто переподключают абонентов к другому провайдеру и поднимают цену в 10-20 раз. Наше же оборудование просто демонтируют и запрещают доступ к нему.

- А есть ли районы, в которых с чиновниками не удается ни договориться, ни подкупить?

- Есть. Некоторые чиновники (чаще всего, это люди старой закалки) боятся вообще всего нового. Им проще придумать причину, по которой они могли бы отказать. В одном районе на юге Москвы мы существовали долгое время вообще незаконно. В течение двух лет мы не могли решить вопрос с начальником ДЕЗа - женщиной преклонных лет. Она говорила о том, что ей самой достаточно канала "Культура" и никакого Интернета или цифрового телевидения не надо. Она полагает, что может решать за всех: людям не нужен Интернет. И ей невозможно объяснить, что это нужно, хотя у нее на работе есть электронная почта и она ей пользуется.

- Какие еще проблемы возникают у провайдеров с чиновниками?

- Недавно правительство Москвы приняло постановление об инвентаризации операторов связи (Интернет, телевидение и все остальное). Прошел целый ряд проверок Мосжилинспекции. Я был на одной такой проверке. На чердак, где установлено все оборудование, пришла молоденькая девочка, посмотрела на провода и сказала, что нужно переделать. На наш вопрос, каким образом переделать, ответила: "А разве вы думаете, что это нормально? Приведите все в порядок".

На самом деле, все понимают, что за два месяца, которые выделены на эту проверку, нереально обойти все дома и выдать провайдерам предписания. За день можно успеть проверить только один-два дома.

В одном из районов нас собрали перед Новым годом, дали конкретные указания. В частности, подвязать провода. Мы все это сделали. Нас собрали еще раз после Нового года, сказали, что все сделано неправильно и надо переделать.

Но в таких проверках изначальный смысл вообще-то есть. На некоторых чердаках и подвалах, если туда зайти, можно увидеть царство человека-паука: все накручено, навалено, сделано неизвестно как. Большинство домов просто не предназначено для такого количества проводов.

Чиновники хотели бы, чтобы провайдеры самоликвидировались. Большинство говорят нам: делайте что хотите, но главное, чтобы меня никто не трогал.

- У вашей компании есть бюджет на "благодарность" чиновникам?

- Да. Причем в налоговом отчете прописаны суммы на подарки, которые не облагаются налогами. Мы стараемся не давать ни взяток, ни подарков, но время от времени приходится платить.

- И это все закладывается в абонентскую плату?

- В абонентскую плату закладываются и благодарности, и те деньги, которые мы будем официально платить управляющим компаниям по договору. Чаще всего, официально, по договору, мы платим ДЕЗам какие-то фиксированные суммы. И когда они стараются эту сумму увеличить, мы их предупреждаем, что тарифы вырастут, и жильцы будут знать, почему.