Бывший глава госбезопасности Литвы просит деньги за развал СССР

На модерации Отложенный Посол в Испании и в Грузии Мечис Лауринкус обратился в министерство труда и социальной защиты республики с просьбой выплачивать ему ренту «сигнатара»…

«Сигнатар» — так именуют депутатов парламента советской Литвы, подписавших 11 марта 1990 года акт независимости. Рента предоставляется подписанту в том случае, если у него нет иных гарантированных доходов. 58-летний Лауринкус стал безработным 1 февраля, после того как по указанию президента Дали Грибаускайте в конце минувшего года его отозвали из Тбилиси с должности посла. Рента составляет около 800 евро в месяц — это половина зарплаты депутата парламента.

Об участниках подписания акта независимости в Литве много вспоминали на прошлой неделе в связи с празднованием 20-летия этого исторического документа. Почетное звание «сигнатар» получили 127 литовских политиков: 124 подписывали акт независимости и еще трое сыграли важную дипломатическую роль в Москве. Из них 14 человек уже нет в живых, однако большинство присутствует в политической жизни в качестве парламентариев, министров и послов. Те, у кого не сложилась карьера, получают ренту. Кроме того, закон дает им право на льготное приобретение земельных участков, почти все они получили по автомобилю. В преддверии юбилея независимости глава Клуба сигнатаров обратился к президенту с предложением вручить каждому из ныне здравствующих подписантов сделанный из золота Большой крест ордена Витаутаса Великого — это третья по значению награды Литвы. Однако г-жа Грибаускайте заявила, что эта акция обошлась бы казне почти в 290 тыс. евро, а это слишком дорого в условиях кризиса. На этот раз было решено ограничиться памятными медалями.

Лауринкус навлек на себя гнев президента потому, что в бытность главой госбезопасности в 1998 — 2004 годах разрешил американцам построить в Литве объект, который предположительно предназначался для использования в качестве тайной тюрьмы ЦРУ. К такому выводу пришла парламентская комиссия, занимавшаяся осенью 2009 года расследованием скандала. По данным американских СМИ, в помещении бывшего конноспортивного комплекса близ Вильнюса с сентября 2004 по ноябрь 2005 года агенты ЦРУ содержали и пытали восьмерых подозреваемых в терроризме. Комиссия рекомендовала генпрокуратуре начать против Мечиса Лауринкуса и его преемника на посту главы спецслужбы Арвидаса Поцюса уголовные расследования на предмет превышения полномочий.

Сам Лауринкус эти обвинения отрицает и утверждает, что у объекта было иное назначение. В декабре 2009 года президент Грибаускайте обвинила его в «политиканстве» и распорядилась о его отзыве с должности посла в Грузии.

Бывший президент Литвы, а ныне депутат Европарламента Роландас Паксас заявил, что в 2003 году Лауринкус обращался к нему по поводу просьбы ЦРУ о создании в Литве секретного объекта. Паксас заявил парламентской комиссии, что категорически запретил это. В 2004 году его отправили в отставку с помощью процедуры импичмента. Ныне Паксас убежден, что его отказ американцам стал причиной появления сфабрикованного обвинения, на основании которого его лишили власти.

Лауринкус осенью 2003 года заявил в парламенте, что Паксас представляет угрозу национальной безопасности. Глава госбезопасности представил справку, в которой в общих выражениях говорилось о предполагаемых связях президента с криминальными авторитетами и возможном покровительстве с его стороны российским фирмам. Ни одно из этих обвинений в ходе расследований двух парламентских комиссий не подтвердилось. Однако, по версии Паксаса, запущенный с подачи Вашингтона процесс остановить было невозможно: недоброжелатели смогли «уволить» президента за мелкие прегрешения наподобие помощи в приобретении литовского гражданства его спонсору — предпринимателю Юрию Борисову.

Чем закончится эта история для Лауринкуса? С этим вопросом газета «Время новостей» обратилась к Валентинасу Мазуронису — главе парламентской фракции партии «Порядок и справедливость», которую возглавляет бывший президент Паксас. По словам Мазурониса, его партия «будет внимательно следить за делами, которые генпрокуратура завела на двух бывших директоров департамента госбезопасности». Не останется без внимания и «след импичмента». В апреле в Европейском суде по правам человека начнутся слушания по делу Паксаса — несколько лет назад он оспорил там решение конституционного суда Литвы, лишившего его права занимать до конца жизни должности, требующие государственной присяги. По мнению нашего собеседника, «хотя многие представители литовской политической элиты хотели бы замять эту историю, у нее еще может быть продолжение».