"Куда уходят честные менты?"

На модерации Отложенный

Завтра у начальника отделения по борьбе с наркотиками УВД по Абакану Кирилла Шикова последнее слово. Кирилл в 2008 году взял с поличным изготовителя наркотика "крокодил" За это его обвинили в "нарушении прав потерпевшего" (изготовителя) "повлекшие тяжкие последствия" (изготовитель просидел пять суток в МВС). Самого Кирила посадили на семь месяцев в СИЗО. Этот текст я написал месяц назад.

У меня есть друг – опер. Кирилл Шиков. В детстве он мечтал стать врачом, я – композитором. Эдакие романтики беззаботной юности. Наши пути пересеклись, когда обоим было уже за 20. Встретил Кирилла в 2001 году в отделе по борьбе с наркотиками (был такой) Хакасского МВД. Все такой же интеллигент, с гордо поднятой головой и в дорогом прикиде. 

Хакасский ОБНОН – структура легендарная. Немцы, русские, хакасы, хохлы (в нашем хакасском батальоне все равны) делали одно дело – чистили республику от бурного потока наркоты. Напрочь отмороженные на голову они не боялись связываться даже с фсбешниками, торгующими «дурью». Было их человек 10, жили (иногда отлучаясь, домой) там же в отделе. Интеллигентный Кирилл никак не вписывался в этот коллектив. Он тогда сказал, что пришел «на практику» и у меня не было сомнений, что этот маменький сынок очень быстро исчезнет из ОБНОНа после окончания срока практических занятий. Борьба с наркобизнесом и Кирилл – прямые противоположности друг друга. Мне и в голову не могло придти, что этот интеллигент, перед которым были открыты  многие двери, вдруг решил посвятить свою жизнь борьбе с наркобизнесом. Поменял светскую жизнь, на ментовскую грязь. Он решил, что не может оставаться в стороне, когда наплыв наркотиков и сотни загубленных жизней, больше напоминали диверсию. Вот небезразлично ему и все тут. Не может интеллигенция оставаться в стороне, когда такая беда в собственной стране. Кирилл окончил Академию МВД и поступил на службу в ОБНОН.

С ним я вдоволь попрыгал через заборы, посидел в засадах, насмотрелся на килограммы наркоты и начальственную дурость, делая репортажи с передовой Хакасского ОБНОНа.  За 8 лет Кирилл превратился в матерого опера, наводившего ужас на сбытчиков. Странная кепка, телосложение не хуже, чем у именитых качков и пронизывающий взгляд – один такой вид уже снимал для наркосбытчиков вопрос о том, кто хозяин в республике. Бескомпромиссность Кирилла в борьбе с наркотиками давала ответ на вопрос: что будет с теми, кто отравляет «дурью» жизнь людям. Кирилл никогда не заморачивался над тем, кого берет. Чей сын, брат, кум, родственник или агент. С последними разговор был вовсе короткий: мордой в асфальт, а там пусть прокурор и суд разбирается. Закон предусматривает скидки стукачам при назначении судом наказания.

Проблемы у Кирилла за свое собственное понимание борьбы без компромиссов возникали периодически. Обижался. Ходил к начальству (в период трехлетней службы в местном Наркоконтроле) и требовал объяснений. Словом, намеков не понимал.

Чаша терпения лопнула, когда Кирилл взялся за изготовителей наркотиков в Абакане. Не тех, кто спрессовывает из пыльцы конопли брикеты с так называемым «планом». А конкретных изготовителей «тяжелого наркотика» - дезоморфина. Известного как «крокодил». Кирилл начал разработку «химиков». В результате выяснилось, что «крокодил» в Абакане производят агенты местного Управления Наркоконтроля. Что, впрочем, для Кирилла проблемой не стало. Под его руководством была проведена операция и в июне 2008 года задержан главный специалист по изготовлению дезоморфина некий Дмитрий Великанов. Он сбыл только что изготовленный наркотик сотруднику отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Операция была санкционирована руководством МВД, после задержания Великанова, Следственное управление городского УВД возбудило против изготовителя уголовное дело.

И тут начинают происходить метаморфозы.

Спустя пять суток Великанова освобождают. Из прокуратуры приходит указание уголовное дело против «химика» прекратить. Вряд ли Кирилл уж сильно огорчился этому обстоятельству. Попался раз, попадется и второй. Так будет пока не отправят в тюрьму. Подобный ход мысли Шикова понимали и неизвестные защитники производителя тяжелого наркотика – Великанова. 

В октябре 2008 года на совещание собрались высокие руководители правоохранительных органов Хакасии с участием прокурора республики, главы местного Наркоконтроля и руководства МВД.

Тема для обсуждения у начальников одна: «незаконные действия начальника отделения по борьбе с наркотиками УВД по Абакану Кирилла Шикова в отношении гражданина Дмитрия Великанова». Было сказано много правильных речей. О нарушении конституционных прав изготовителя «крокодила». О провокации Дмитрия со стороны сотрудников УВД. Де, опера его спровоцировали продать дезоморфин. О том, что перед законом все равны, а неотвратимость наказания не знает должностей и званий. Приговор неумолим: против Шикова возбудить уголовное дело по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Так как «действия Шикова нанесли тяжкие последствия, выразившиеся в том, что гражданин Великанов был под стражей 5 суток», создать оперативно-следственную группу из четырех следователей Хакасского СКП для расследования этого «особо тяжкого» и «особо сложного» (формулировки точны) уголовного дела. Шикова взять под стражу. Милицейское руководство попыталось отстоять опера, но это был звездный час начальника Управления Наркоконтроля Валерия Сафьянова. Да и прокурор республики предложения поддержал.

Кирилл был арестован в тот же день. Он мог «продолжать заниматься преступной деятельностью» так как «обладает познаниями в проведении ОРМ». Я еще тогда попытался придти к нему на помощь, но опера лишь шипели: «Не лезь». Словно для них это нормальная ситуация, словно они не могут стать следующими. Холопы! На протяжении всего следствия лишь один человек в погонах попытался указать на очевидную дурость в расследовании – зам прокурора Хакасии Аширов. Дважды он давал заключения о том, что действия следствия «лишены логики». Но на это открыто наплевали. Просто не выполняли его указания и все тут. Кирилла в открытую укатывали и не стеснялись идти на самые мерзкие поступки (обо всем подробно я опишу в своем материале).

В мае 2009 года, в камере, Кирилл услышал знакомый голос. Посмотрев в «решку» (небольшую решетку в двери) в камере напротив он увидел знакомое лицо – изготовитель «крокодила» Великанов. Позже выяснится, что напуганные опера год покорно наблюдали как этот тип с «нарушенными конституционными правами» изготавливал и сбывал дезоморфин. Пока его деятельность уже не перешла все границы, а операцию санкционировали провести высшие чины МВД.

А тогда, в камере, Кирилл просто сел и обхватил голову: Если он тут сидит, то я за что?

Спустя несколько дней Кириллу предстояло предстать перед судом по делу о продления срока содержания под стражей. Каким же было его удивление, когда в представлении на его на арест, местное СКП указало, что «Шиков может воздействовать на потерпевшего» (Великанова). Того самого, что сидел в камере напротив (позже выясниться, что его задержали после трех сбытов «крокодила» - дали продать легендированным под наркоманов операм несколько раз только чтобы укрепить против него доказательную базу).

Судья Абаканского городского суда Инга Пьянкова была кратка в своих выводах: основание для ареста «воздействие на потерпевшего» - абсурд. Шикова освободить. Сегодня он рассказывает, что тогда, в зале суда после прочтения постановления, он понял настоящую бесценность словосочетания «Именем Российской Федерации».

Недавно я его встретил вновь опустившего голову. Укатывают. В открытую, не церемонясь, не озираясь на закон. Хватит уже Кирилл – говорю. Об этом надо писать, об этом надо кричать как можно громче. Вечером он приехал ко мне. Я его посадил за компьютер и попросил описать, как и что происходило. Ушел на кухню, покурил, вычитал пару своих материалов. Когда вернулся, он меня даже не услышал. От картины, представшей перед глазами, мне стало не по себе. Взял фотоаппарат и сфотографировал.



Неужели так заканчивают честные опера? Неужели его так и укатают за нарушение конституционных прав наркоизготовителя? У меня мороз по коже, когда я думаю об этом. Столько болтовни вокруг ситуации в МВД, столько предложений и мнений. А вот он Кирилл, честный опер, сидит на скамье подсудимых только за то, что ограждал республику от дезоморфина и вообще, наркотиков. Почему всякая мразь вылазит в МВД наверх, а таких как Кирилл отправляют в цугундер?