Позорно ли быть на Руси либералом?

На модерации Отложенный

- Вот, послушай-ка,- мой приятель с торжествующий видом процитировал из Константина Леонтьева: «20-30 лет назад позволительно было умному человеку и патриоту быть либералом, но после того, как либерализм везде обнаружил уже плоды свои, либералом может оставаться только или слишком простодушный человек, или, напротив того, очень ловкий хитрец». А ты… – он направил в меня указательный перст.- А ты все еще уверяешь, что быть либералом в России не позорно!

- Мало ли что говорили полузабытый Константин Леонтьев и его знаменитый однофамилец,- отозвался я.- Тот, старый, Леонтьев отрицал существование атомов. Тоже мне авторитет!

- А вот, не угодно ли из Достоевского,- продолжал мой собеседник: - «Если кто и погубит Россию, то не коммунисты и не анархисты, а проклятые либералы!». Пророческие слова! Но наши доморощенные либералы не только опасны и отвратительны, но и жалки, и мерзки. Вот еще из Достоевского: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как кому-нибудь сапоги вычистить».

- Это Тургенев-то, Грановский, Кавелин - лакеи?!

- Да не отдельные писатели, а вся русская литература антилиберальна! Над либералами издеваются как правые, так и левые. Денис Давыдов: «Всякий маменькин сынок, Всякий обирала, Модных бредней дурачок Корчит либерала». Салтыков-Щедрин: «Нет задачи более достойной истинного либерала, как с доверием ждать дальнейших разъяснений». Чехов: «Умеренный либерализм: нужна собаке свобода, но все-таки ее нужно на цепи держать»….

- Ты забросал меня цитатами, позволь мне ответить выдержками из НАСТОЯЩИХ либералов.

Из Монтескье: «Нужно сначала быть плохим гражданином для того, чтобы стать затем хорошим рабом».

Из Джона Стюарта Милля: «Единственная цель, ради которой человечество имеет право вмешиваться в свободу действий своего сочлена, есть самозащита».

«Человек ответственен за свои поступки перед обществом лишь постольку, поскольку образ его действий касается других лиц».

«Было бы величайшей бедой, если бы все самые умные и талантливые люди состояли на службе у правительства, ибо тогда оно обладало бы невероятной властью»…

А вот из Гладстона: «Либерализм – это доверие народа, настроенного благоразумно, консерватизм – это недоверие испуганного народа».

Если это либерализм – я либерал.

- Нам Европа не указ, – фыркнул приятель. - Для европейца либерализм встраивается в ряд «свободомыслие и гуманизм». А для нас либерал – это в лучшем случае безвольный слабак, существо презренное, нерешительное и мягкотелое. Но гораздо чаще - беспринципный приспособленец, равнодушный к судьбам своего народа и Отечества и озабоченный только собственным благополучием и укреплением власти своего клана.

«Для меня либерал тот, для кого деньги на первом месте»,- говорит политический обозреватель Максим Шевченко. А политолог Михаил Делягин утверждает: «Особенность либеральной культуры – ее корыстность… Либеральное сознание тоталитарно, ему свойственно жесткое деление мира на своих и чужих».

Я с этим согласен: сегодняшний либерализм - родной брат тоталитализма. И недаром же вошло в обиход выражение «либеральный фашизм»! Высокопоставленный экономист, провозгласивший, что смерть миллионов стариков есть цена, которую необходимо заплатить за реформы – вот он, либерал во всей своей красе!

- Любопытно, Жириновского, который открыто объявляет себя либеральным демократом, ты к либералам не относишь. Зато Кудрин и Зурабов для тебя либералы, хотя не помню, чтобы они позиционировали себя в этом качестве. Не кажется ли тебе, что понятие «либерал» с некоторых пор лишилось содержания и превратилось просто в бранное слово. Можно обозвать им всякого, кто тебе неприятен.

Конечно, каждый вправе составлять свой собственный толковый словарь. Например: «Русский либерал – казнокрад и взяточник». Или: «Русский патриот – хам и тупица». Но тут есть риск быть непонятым окружающими. Для человека, пользующегося общепринятым лексиконом, «тоталитарный либерализм» либо «либеральный фашизм» есть оксюморон, невозможная комбинация. Типа «сионистский ислам» или «ацетоновый жир».

Горбачев в свое время говорил советским людям: «Вы еще не видели настоящего социализма!» Имелось в виду, что реальным социализмом мы считали нечто уродливое, искаженное, карикатуру на социализм. Но разве мы видели «настоящую» либеральную демократию?

За нее выдается нечто совсем другое – но вольно же тебе верить? Перед тобой не «истинное лицо капитализма», а скотский лик режима, созданного переродившейся советской бюрократией.

Как и подавляющее большинство человечества за пределами России, я не считаю, что либерал автоматически достоин презрения. Один герой Габриэля Гарсии Маркеса говорит, что если выбирать только между либерализмом и консерватизмом, то он либерал - «потому что консерваторы мошенники». Слышишь ли, консерваторы мошенники, не либералы!

Да, либерал - существо приземленное, бесцветное, опасливое. Он враг широты, размаха, дерзновения, уникальной самобытности, удали, пассионарного упоения битвой, озорства, непостижимости умом и неизмеряемости общим аршином. Ну, если не открытый враг, то относится ко всем этим национальным неизбывностям скептически.

Либерала хлебом не корми – дай кого-нибудь запутать, усложнить самый простой вопрос, подрезать крылья смелому порыву..

Общественное мнение знает: «Вор должен сидеть в тюрьме, а чтоб его не отмазали ловкие адвокаты – надо действовать жестко, без юридического крючкотворства». Либерал тут же начнет возражать, мол, если не соблюдать всех законных процедур, завтра менты бросят за решетку совсем не вора, а кого захотят, хоть вас самих».

Спроси любого на улице, и он подтвердит: «Кучка негодяев развалила великую державу». Либерал же начнет нести чушь, будто великая держава держится, только пока государствообразующий народ готов защищать ее единство, а негодарствообразующие считают, что в составе державы им будет лучше, чем вне ее.

Человек, уверенный в своей принадлежности к большинству, - как правило, стихийный нелиберал. Это живущий на свободе в своей стране представитель коренной национальности, исповедующий самую распространенную религию, не имеющий ничего против власти и официальной идеологии и придерживающийся традиционной сексуальной ориентации.

Тот же, кто оказался в меньшинстве (либо предполагает такую возможность), - стихийный

либерал. Он хочет «на всякий случай» заранее обезопасить себя и защитить свои права. «От тюрьмы да сумы не зарекайся» - это либеральная пословица. Наркоманом, алкоголиком, ВИЧ-инфицированным, жертвой тоталитарной секты, гомосексуалистом может оказаться, не дай бог, твой ближайший родственник. И ты окажешься в меньшинстве, допустим, «родителей наркомана». Будешь ли ты настаивать на том, что «хватит цацкаться с этой мразью!»

Ты думаешь, либерализм – нечто надуманное, неестественное. А по-моему, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, сострадание к слабым заложены в самой нашей природе, как и стадное чувство, ненависть ко всему чужому.

Вот силач - хулиган и насильник, уверенный в том, что любому может начистить рыло, ему же самому - никто. «Право, гуманизм, общечеловеческие ценности?» - он только хохочет. Но нашлась сила, которая пересилила насильника. По логике, бывший беззаветный пассионарий должен сказать: «Ваша взяла – делайте со мной что хотите». Ан нет, он либеральнейшим образом прибегает к услугам ловких адвокатов и принимается лепетать пошлости насчет гуманизма и общечеловеческих ценностей (см. материалы Нюрнбергского процесса).

Нелиберал громко возмущается засильем жидов, черножопых, чурок косоглазых и прочей нерусской мрази: «Пусть знают свое место или убираются на свою историческую родину!». Но если погоня за счастьем занесет его самого на чужбину, любо-дорого посмотреть, как быстро овладевает сознанием идея национальной толерантности! Либерализм, оказывается, не такая уж плохая штука!

Наш Президент сказал на днях: «Мы по душевному устройству нация победителей». Интересно, есть ли на свете нация побежденных? Можно предположить, Президент имел в виду, что в национальном характере обостренное переживание радости победы: «За победу, победу любой ценой, все можно простить и оправдать. «Победителей не судят» - это нелиберально. «Не всё коту масленица» - это либерально. Консерватизм прекрасен, когда мы идем от успехов к достижениям и незачем что-то менять. Увы, исторический путь народа не может состоять из сплошных побед, и необходима прививка либерализма. Чтобы после победного безудержа не впадать в безудерж отчаяния и безудерж бессильной агрессивности – при неизбежных время от времени поражениях…

- Ты неплохо доказал, почему либерализм никогда не приживется на нашей почве,- с довольным видом сказал мой оппонент.