Институт традиционной семьи должен умереть

На модерации Отложенный

Ретрограды и кликуши-моралисты никогда не одержат победы над умами. Они могут прийти к власти, они могут репрессировать инакомыслящих. Но критическое восприятие окололесицы, которую несет очередная истеричка в СМИ, никуда не денется. Хотя бы потому, что изъясняются эти персонажи ходульными фразами, за которыми ничего не стоит.

К примеру, мелькающий в каждом абзаце конструкт «семейные ценности». Это абсолютно неосознаваемое словосочетание. Практически никто не может дать внятное определение этих самых ценностей. И, как ни парадоксально, чаще всего задумываются об том, из чего же складывается понятие, отнюдь не те, кто придерживается ортодоксальной модели семьи.

Мои родственники, живущие так, как жили столетиями предки, просто не знают, что это такое. После допроса с пристрастием старики выдали-таки семейную ценность. Одну. Под названием «честь рода».

И это — деревенский многовековой уклад. Если же говорить о тенденциях современности, то сами семейные ценности не константны, они меняются. И наиболее значимым фактором является отнюдь не вседозволенность или другие мишени моралистов. Изменения диктует экономика, она создает новые социальные институты, и, как следствие, — новые ценности.

К примеру, ценность детства и детей как таковых — недавнее приобретение. Еще наши бабки знали, что такое «пробные роды». Получилось родить живого-здорового с первого раза — хорошо, не получилось — ну так это были пробные роды. Маленькая трагедия, но не катастрофа. Прабабки рожали по десять раз: несколько да выживет. Смерть во младенчестве была обыденна.

Относительно недавняя норма и брак по любви. Певцы возврата к «вечным» ценностям либо малообразованны, либо циничны: они бы первыми взвыли, если бы их женили как раньше — по расчету, исходя из имущественных интересов. На этом был построен церковный и буржуазный брак. Машины времени, увы, не существует, но зато самолеты летают по всему миру. Хотите старых добрых семейных ценностей? Пролетите 2000-4000 километров. Посмотрите, что такое невеста за стадо овец. Или брак с целью породниться с влиятельной семьей. Или отказ в браке, потому что 12 колен назад в роду жениха была проститутка. Кака така любовь? Стерпится — слюбится. И это — не зверство. Это сохранившийся семейный уклад там, где экономика не влияла на социум.

Ибо по мере того как семья переставала быть в первую очередь производственной единицей, институтом первичной социализации детей, единственным механизмом передачи имущественных прав, ценности менялись.

Увеличивалась ценность психологической близости между членами семьи, будь то супруги или родители и дети. «В отпуск вместе с семьей» — это совсем свеженькое, еще не просохшее от лака изобретение. Права ребенка — тоже. Как и признание того, что женщина — тоже человек. В патриархальном обществе женщина при мужчине рта не раскрывала, а дети — отнюдь не потребители самого лучшего. Какой еще киндер-сюрприз? Корову иди подои, тебе шесть лет уже. Продукты «без химии»? Жри, что отец не доел. Жена денег просит? Зачем это ей деньги?

Только сейчас внутрисемейные отношения стали более близкими, повысились автономия и значимость каждого отдельного члена семьи, а не семьи как таковой. Ценностью стало качество жизни, благополучие индивида. Брак по расчету теперь клеймится как верх цинизма. Но именно брак по собственному выбору, возможность такого выбора обуславливает и разводы.

Ибо прожить 60 лет вместе можно в двух случаях: либо в великой негаснущей любви (встречается редко), либо в ситуации внешних сил, сдерживающих брак, — когда некуда бежать. Возможность такая не предусмотрена.

Высокая мобильность современной жизни, необходимость быстро реагировать на изменяющиеся условия — все качества, которые делают возможным тот уровень жизни, что у лоснящихся ханжей в телевизоре — все это дает совершенно иные приоритеты. Во всем мире идет переход от концепции коллективного тела к концепции индивидуальности. Нормой становится серийная моногамия. Юридически неоформленные сожительства, ранее осуждаемые, затем рассматривались как пробный период подготовки к супружеству, они стали альтернативной формой брака… Термин «гражданский брак» на данный момент обозначает неформальное сожительство. Хотя изначально он описывал брак зарегистрированный — в противовес браку церковному. «Брачные узы» стали архаизмом, нынешний стереотип брака предполагает любовь до соплей, страсть до мозолей. А узы — это что-то из БДСМ, да? Любишь — докажи, принеси жене меха да гусины потроха.

Означает ли все вышесказанное крах института семьи? Нет. Подавляющее большинство респондентов при опросах ставит в первую тройку ценностей семью. Но вот сама модель семьи меняется. Это не хорошо и не плохо. Это неизбежно, как снег зимой и дураки в телевизоре.