Запорожская АЭС: Стоит ли ожидать очередного кремлевского «жеста доброй воли»?

На модерации Отложенный

В последние дни резко активизировались разговоры о возможности сдачи Киеву Запорожской АЭС. Информацию о том, что имеются некие конкретные договоренности по этому поводу, распространяет не украинский ЦИПСО, а лично глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси. Стоит ли ожидать очередного кремлевского «жеста доброй воли»?


Атомная сделка?


В интервью изданию La Repubblica глава Международного агентства по атомной энергетике Гросси заявил, что Москва и Киев уже достигли принципиального соглашения по «демилитаризации» ЗАЭС, то есть не обстреливать ее и не вести обстрелы с ее территории:

Вывод вооружений с предприятия – это то, о чем просят украинцы, что понятно, если смотреть на ситуацию с их точки зрения. И это в любом случае будет частью общего соглашения…

Россия не против соглашения и принципа защиты промышленного объекта. Наша цель — избежать ядерной аварии, а не создать благоприятную в военном отношении ситуацию для одного или другого.

Также о своем намерении надавить на президента Путина с тем, чтобы он помог с «разрешением ситуации с гражданской энергетикой на Украине», заявил французский президент Эмманюэль Макрон. Естественно, патриотично настроенные россияне заволновались, почувствовав в воздухе неприятный запашок очередного «жеста доброй воли». Успокаивать их самыми общими и предельно неконкретными формулировками взялся пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:

Не нужно искать каких-то признаков там, где их нет и быть не может.

Так сдадут Запорожскую АЭС киевскому режиму вслед за Херсоном или нет? Давайте разбираться.

На самом деле, вся эта безобразная ситуация с ЗАЭС является частью единой цепи событий, логически вытекающих из всего характера спецоперации на Украине. Занятая российскими войсками Запорожская атомная станция является крупнейшей в Европе. Это исключительно ценный в военном и экономическом значении трофей. Однако обеспечить ее безопасность Минобороны РФ, как выяснилось, не в состоянии.

С противоположного берега Каховского водохранилища украинские террористы начали регулярные артиллерийские обстрелы ЗАЭС с целью прекратить ее работу и повредить хранилища ядерных отходов для последующего радиационного заражения прилегающей местности. Решить проблему можно было бы расширением российского плацдарма на Правобережье с наступлением ВС РФ к Кривому Рогу и Никополю, а потом и к административному центру Запорожской области, недавно вошедшей в состав нашей страны, если вдруг кто-то забыл. Но почему-то, пока еще была такая возможность, ничего подобного сделано не было.

Под предлогом того, что группировку ВС РФ в Херсоне невозможно снабжать через Днепр, министр обороны Шойгу принял решение о полном оставлении всего Правобережья Украины. Тем самым Россия лишилась возможности дальнейшего наступления в Причерноморье, а также на Запорожском направлении. Любопытно, что наши войска при эвакуации на Левобережье вполне успешно смогли переправиться через Антоновский мост, катастрофические разрушения которого в результате обстрелов ВСУ были названы в качестве причины невозможности снабжения гарнизона Херсона.
Танки и прочая бронетехника шли через Днепр по понтонным переправам, а колесная техника – по «изрешеченному Хаймарсами» Антоновскому мосту. Сам многострадальный мостовой переход после очередной «перегруппировки» ВС РФ был окончательно уничтожен подрывом.

Судьба ЗАЭС после этого также была предрешена. Заколотив за собой ворота на Правобережье, Россия свела на нет все возможности обеспечить безопасность атомной станции военным путем самостоятельно и была вынуждена сесть с украинскими нацистами за стол переговоров. То, о чем договариваются Высокие Стороны за нашими спинами, нетрудно реконструировать по многочисленным информационным утечкам.

Киев, очевидно, настаивает на полной и односторонней демилитаризации Запорожской АЭС российской стороной. Это может быть сделано в уже зарекомендовавшей себя своей эффективностью форме многостороннего соглашения, как это было с зерновым коридором из Одессы. Под самыми благовидным предлогом обеспечения ядерной безопасности региона Москва выведет свои войска с ЗАЭС и передаст контроль над ней специалистам МАГАТЭ как некой третьей, совершенно не заинтересованной и беспристрастной стороне. Господин Гросси, в свою очередь, допустит на атомную станцию представителей украинской стороны. После этого туда ворвется украинский спецназ, благо, есть некоторый опыт подобных операций, и возьмет ЗАЭС под свой контроль. Выбить его оттуда будет крайне затруднительной задачей. На территории атомной станции ВСУ разместят крупнокалиберную артиллерию и пресловутые «Хаймарсы», которыми начнут кошмарить юг Запорожской области. В Кремле поужасаются вероломством Киева, но по рекомендациям генералов будут вынуждены в очередной раз «выровнять линию фронта».

Такова программа-максимум украинской стороны. Понятно, что совсем уж недотепами, которым ничего нельзя доверить, российские власти в глазах своих избирателей выглядеть не желают, поэтому там явно продвигают более компромиссный сценарий. В его рамках, по всей видимости, российские войска полностью отводить от ЗАЭС не станут, но передачи ЗАЭС под контроль МАГАТЭ избежать не получится. На атомной станции будут присутствовать представители всех трех сторон, ее работа возобновится, и Киев вновь начнет получать электроэнергию, в значительной степени сведя на нет эффект от тактики «суровикинга». То есть, режим Зеленского в любом случае запишет на свой счет очередную перемогу. Проблема рисков силового захвата Энергодара и ЗАЭС со стороны ВСУ при этом никуда не денется, пока противник не окажется полностью выбит с Левобережья.

Напомним, что все это происходит на территориях, официально вошедших в состав Российской Федерации. Хочется привести недавнюю цитату от президента РФ и Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина:

При угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф.

Вот и посмотрим.

 

Автор: Сергей Маржецкий