Массовые протесты: еще не поехало, но уже пошло

На модерации Отложенный

В минувшую субботу в Ангарске (Иркутская область) прошел массовый митинг против роста тарифов на услуги ЖКХ, сообщает «Независимая газета». На улицы вышли несколько тысяч жителей Ангарска с требованием найти виновных в неоправданном завышении норм потребления и тарифов. Так, стоимость коммунальных услуг по теплу оказалась там завышенной на 10–15%, по горячей воде – на 20%, по холодной – на 20-25%, по водоотведению – на 20-25%.

В тот же день более 20 пикетов против роста тарифов провело в Архангельске региональное отделение партии «Справедливая Россия», сообщило агентство БалтИнфо. И этот перечень протестных акций, приобретающий все более массовый характер, множится с каждым днем. Уже и центральной власти стало ясно, что тарифы ЖКХ угрожают ни много ни мало социальной стабильности в стране.

Суть проблемы состоит в том, что с нынешнего года был осуществлен переход на новую модельценообразования коммунальных тарифов. Право устанавливать тарифы на все виды коммунальных услуг, за исключением теплоснабжения, перешло на уровень субъектов Федерации, а те, в свою очередь, делегировали часть полномочий муниципалитетам.

Муниципалитеты, как водится, перестарались. Они забыли, что нельзя загонять людей в угол, особенно бедных людей. Ведь те могут и на улицы выйти. А дальше экономические требования очень легко переходят в политические – и пошло-поехало. Пока еще не поехало, но уже пошло. Череда последних митингов в разных городах России говорит об этом вполне понятно.

Власти спохватились, что сделали что-то не то, и кинулись наводить порядок. Дмитрий Медведев в пятницу поручил Дмитрию Козаку в 10-дневный срок разобраться с причинами резкого роста коммунальных платежей за воду и тепло в ряде российских городов и принять меры по урегулированию этой проблемы, сообщает РИА «Новости».

Глава государства потребовал провести аудит в тех муниципальных образованиях, где выросли соответствующие тарифы ЖКХ, проверить обоснованность этого роста и обсудить эту ситуацию на селекторном совещании с главами субъектов Федерации.

«Я поручаю вам провести селекторное совещание по основным территориям, где зарегистрирован рост тарифов. Я не предвосхищаю ваши выводы о том, обоснованный ли это рост или абсолютно дутый. Поручаю выслушать руководителей субъектов Федерации и, может быть, крупнейших муниципальных образований», – сказал Медведев.

Президент заявил, что соответствующим руководителям нужно «объяснить, что они отвечают головой и должностью за подсчет точной стоимости тарифов, за то, чтобы нормы потребления (воды и тепла) не отличались друг от друга в соседних населенных пунктах, за корректность расчетов и, в конечном счете, – за социальную стабильность».

Медведев подчеркнул, что «в тех случаях, где будет установлено, что тарифы завышены, руководители соответствующих субъектов Федерации и муниципальных образований должны принять меры по их изменению, «открутке» в обратную сторону, уменьшению».

На решение проблемы президент дал Дмитрию Козаку 10 дней и пообещал расширить полномочия, если таковое потребуется.

Тарифы у муниципалитетов теперь, скорее всего, заберут обратно, поскольку они не справились с возложенной на них функцией и не видят дальше собственного носа. «Нужно, чтобы контрольные полномочия были сосредоточены в руках губернатора и, если это связано с принятием законодательных актов, – в руках соответствующего законодательного органа субъекта Федерации», – считает президент.

Медведев отметил также, что к контролю за ситуацией в сфере тарифного регулирования нужно привлекать не только Федеральную службу по тарифам (ФСТ), но и другие ведомства, в частности, Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру. «Помимо службы по тарифам, у нас есть другие структуры, которые следят за обоснованностью принятия решений в области ценообразования и договорной политики. Это ФАС и, наконец, Генеральная прокуратура. Их можно и нужно подключать», – сказал он.

Вот так вот: недолго музыка играла, недолго муниципалитет тарифы определял.

Со своей стороны, Дмитрий Козак заверил президента, что ситуация будет урегулирована в 10-дневный срок. Он отметил, что «завышение тарифов – это явно компенсация потерь нерадивым предприятиям жилищно-коммунального комплекса, которые работают неэффективно и перекладывают свои расходы на население». «Вот и объясните им, что если они ничего не сделают, то работать будут в другом месте», – заметил Медведев.

По словам вице-премьера, в настоящее время рост тарифов на услуги ЖКХ составляет от 104% в Новосибирской области до 133% – в Самарской области. Но не везде рост тарифов укладывается в эти рамки. Если, по словам Козака, в Саратовской области в целом рост тарифов составил 11%, то в одном из городов этого региона фактическая плата за эти услуги ЖКХ увеличилась на 50-57%. Такая же ситуация складывается и в Балтийске Калининградской области, где при 11-процентном росте тарифов в регионе фактическая плата за тепло и воду выросла на 37%, или в Армавире Краснодарского края, где соответствующие платежи населения выросли на 32%.

«Не может быть в 2–3 раза выше потребление воды и тепла на душу населения и на 1 кв. м в двух соседних городах в одном регионе», – сказал Козак.

Таким образом, произошло то, что и так нетрудно было предсказать. Любая передача в коммунальном хозяйстве функций по ценообразованию на более низкий уровень не вызывает ничего, кроме необоснованного роста цен.