Размышления о любви и порохе
На модерации
Отложенный
Посмотрел в энный раз один из самых прекрасных и трогательных фильмов (на мой, естественно, субъективный взгляд) – «Тот самый Мюнхаузен» по сценарию Горина, с Янковским в главной роли. В финале, как всегда, Марта мучительно ищет последние, правильные слова… Помните?
«Подумай! – говорит ей Мюнхаузен. – Всегда найдется что-то важное для такой минуты».
- Я очень люблю тебя! – запинаясь, проговаривает Марта.
- Не то! – резко отвечает Мюнхаузен сквозь барабанную дробь.
Пауза. Вторая попытка.
- Я буду ждать тебя!
- Не то!
- Я буду верна тебе! – кричит в отчаянии Марта.
- Не надо!
И вот тут, как будто разорвав какой-то плотный кокон, у Марты прорывается из горла крик:
- ОНИ ПОДЛОЖИЛИ СЫРОЙ ПОРОХ, КАРЛ!
Я впервые увидел этот фильм лет в 16, сразу полюбил его, смотрел его много раз, но эта финальная, наверно, самая сильная сцена, «кода» всего произведения, особенно волновала душу. С одной стороны, во всем этом чувствовалась особая, высшая правда; я любил Мюнхаузена, и при этом понимал, что Марта права, она произносит именно ТО. С другой стороны – на заднем плане сознания копошилась мыслишка: как же так? Ведь, раскрыв замысел ловких родственников барона, Марта фактически его убивает! Почему же Я, как зритель, это одобряю?!
Марта своим криком фактически вынуждает как организаторов «проверки», так и самого барона поменять порох на настоящий, который «уж рванет так рванет!» Дальше два варианта, оба для любящей Мюнхаузена Марты ужасны: один, из здравого смысла – барон взорвется и от него в буквальном смысле ничего не останется; второй, если верить самому барону – он-таки улетит на Луну, но с Мартой они больше никогда не увидятся – «на земле и на небе время летит неодинаково, там проходят мгновения, здесь – века…»
Может быть, Марта не любит Мюнхаузена? Но нет – мы же видим, что это не так. Она любит, ей больно и страшно за него.
Зачем же она это делает? Зачем признается в обмане?
Такая вот двусмысленность решающего эпизода и составляет, наверно, то, что называется великой тайной настоящего искусства.
Шаг к пониманию я сделал после прочтения книги – но, как ни странно, вовсе не литературоведческой или киноведческой. Нет, при просмотре я вдруг вспомнил книгу психолога и психотерапевта А.Янова «Первичный крик». Ключом послужила та самая фраза Янова: «Любить – это значит позволять человеку быть самим собой».
Собственно, это ключ не только к эпизоду, но и ко всему фильму. Весь «Мюнхаузен» Горина-Захарова представляет собой гимн человеку, который осмеливается быть самим собой – его одиночеству, его счастью, его величию… и его невозможности БЫТЬ.
И лишь перед самым концом Мюнхаузен обретает ту, которая любит его. Не жаждет обладать, не ломает под себя, а – любит. По Янову (который, конечно же, отродясь не читал советских книг и не смотрел советских фильмов), Марта любит барона как нормальный человек. Не как обычный невротик.
По сути, она позволяет ему умереть, но – оставаясь самим собой.
И не зря в ответ Янковский-Мюнхаузен кричит в восторге: «Пусть завидуют. У кого еще есть такая женщина?!»
Вам действительно повезло, барон. Не путать «любить» и «обладать» мало кому удается.
Комментарии
Любить - значит, помочь отстоять то, что для него важнее всего. И это лишний раз подтверждает, что истинная любовь крайне редка.