Из жизни ссыльного революционера...

На модерации Отложенный





    Избушка Перепрыгиных в Курейке. Рис. Тамары Иванцовой.
    Давыдов Александр Яковлевич (1946 год). Из личного архива Г.Ф.Мельковой, родственницы Перепрыгиных.


    Обнаружил интересный факт. Оказывается, в нашей Кемеровской области, в Новокузнецке, долгое время жил человек, считавшийся сыном Иосифа Сталина.
    История такова. На севере Красноярского края, в 168 км южнее Игарки, находится село Курейка, где в 1914-1916 гг. Сталин отбывал ссылку. Прибыв в Курейку, Сталин некоторое время квартировал у деда Тарасеева. Потом его поселили в семью Перепрыгиных, к детям-сиротам. Дети жили одни, их было семеро. Им очень нравился новый постоялец, а старшую, 14-летнюю Лиду, 35-летний квартирант совершенно очаровал и склонил к сожительству.
    Многие исследователи отмечают, что у вождя народов всегда была тяга к женщинам, которые намного младше его. Но тут уж вышло чистое педофильство.

    Ни о каком церковном венчании и браке в тот момент речи не шло. Во-первых, Лида была мала, во-вторых, браки с политическими ссыльными местным чалдонским сообществом считались делом совершенно неподобающим. Вот здесь выложена большая исследовательская работа с записями рассказов курейских старожилов: http://memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/4/Panteon_stalina/00.htm .
    Насколько можно понять из воспоминаний и пересказов деревенских легенд, сожительство Иосифа и Лидии было в Курейке фактом общеизвестным.
    Видимо, провоцировало тягу к любовным утехам и то, что Сталин не умел творчески работать в неподходящих условиях. Многие революционеры в ссылке писали книги и статьи, вели обширную переписку с соратниками по борьбе. Но Сталин, если судить по его собранию сочинений, с февраля 1913 года до марта 1917 года ни фига не писал. В ссылке здоровый взрослый мужик просто маялся бездельем. В итоге Лидия родила от него двух детей. Один почти сразу умер, а второй, мальчик Саша 1917 года рождения, выжил.

    В своё время мне довелось побывать в Сольвычегодске (юг Архангельской области), где Иосиф Виссарионович отбывал ссылку в 1908-1910 гг. Там, судя по местным легендам и записанным воспоминаниям, та же история, тоже рождение местной бабой, дочерью дьячка, побочного сына вождя. История, впрочем, мутная, достоверность её под вопросом.
    В Сольвычегодске долгое время существовал музей «Сталин в ссылке», который позднее переименовали в «Музей истории ссылки». Он доныне действует, я в этой избе был. Хоть и переименовали, но всё равно вся экспозиция посвящена Сталину. Только бюстик вождя, который, говорят, прежде стоял во дворе, убрали. Ссыльный поначалу снимал комнату в доме местных жителей Григоровых, а потом квартировал у некоей молодой вдовы Матрёны, которая вот этого Костю и родила.
    Старожилы утверждали, что никаких детей до появления квартиранта у Матрёны не было. Муж её, Степан Кузаков, умер за два года до рождения младенца, то есть не мог быть к делу причастен. Тем не менее, документы на Константина Степановича Кузакова, родившегося уже после отъезда грузина-квартиранта, были оформлены (или позднее переоформлены) так, будто он законный сын того самого Степана и родился будто бы в 1908 году, то есть до появления Сталина в Сольвычегодске.
    Сталин (по крайней мере, официально) судьбой мальчика не интересовался, да и Матрёна предпочитала помалкивать. Быть может, даже не столько из-за пиетета перед возвысившимся давним сожителем, сколько из нежелания выглядеть в общественном мнении гулящей бабой. А так – законный сын от законного мужа.
    Сам Константин Кузаков считал себя сыном Сталина, но тоже об этом не болтал направо и налево, сообщив сокровенный секрет только самым близким людям. Он, говорят, позднее неплохо устроился в жизни – работал в аппарате ЦК ВКП(б), затем редактором программ на телевидении. «Внук» вождя, Владимир Кузаков, – историк, автор книг по истории Древней Руси. Судя по сообщениям прессы, он иной раз наезжает в Сольвычегодск, совершенно чётко позиционируя себя потомком Сталина.

    Но вернёмся в Курейку. Поздней осенью 1916 года Сталина вызвали в Красноярск для медицинского освидетельствования призывной военной комиссией. Всего из Курейки и окрестных поселений отправили на комиссию девять таких «призывников», в том числе смертельно больного революционера Сурена Спандаряна и известного впоследствии советского деятеля Льва Каменева. Ехали санным караваном до Красноярска около двух месяцев (около 1,5 тыс. км.). При освидетельствовании Сталина из-за физических недостатков и болезней признали непригодным к военной службе. До окончания срока ссылки ему оставалось еще несколько месяцев, но в Курейку он возвращаться не хотел и упросил начальство, чтобы его поселили в городе Ачинске. Изрядный купеческий городок неподалёку от Красноярска, на железнодорожной линии. Совсем не то, что глухоманая Курейка у Полярного круга.
    Так что Лидия Перепрыгина папашу своего младенца больше никогда не видела, хотя, говорят, он перед отъездом обещал вернуться и на ней жениться. Лидия была, видимо, не вовсе дура, надеждами себя не тешила. Когда стало вполне ясно, что квартирант не вернётся, она, имея на руках грудного младенца, вышла замуж за рыбака из соседней деревни Ангутихи Якова Давыдова. Тот ребёнка усыновил. Документы ребёнка переписали с Джугашвили на Давыдова, с Иосифовича на Яковлевича.
    Курейские легенды гласят, что по поручению Сталина дважды приезжали люди, чтобы забрать ребёнка в Москву. Но то ли Лидия его не хотела отдать, то ли сам пацан, узнав, что его разыскивает НКВД, спрятался в тайге.
    По свидетельствам многих людей Александр Давыдов внешне был очень похож на Сталина. Он воевал, имел боевые награды. Часто бывал в Игарке у родственников. В последние годы жизни обосновался в Новокузнецке, где до сих пор живёт один из его сыновей. Второй сын, Юрий, живёт в Новосибирске. Работал Александр Яковлевич директором столовой. Умер в 1987 году от рака горла. «Внук» Сталина Юрий утверждает в газетных интервью, что его отец, Александр Давыдов, будто бы знал о своем происхождении, но насколько было возможно, держал это в тайне, так как всю жизнь очень боялся по этому поводу неприятностей и даже репрессий.
    Вот такая история. Похожа на правду, хотя вокруг значительных личностей всегда возникает множество легенд и домыслов, непременно объявляются дети и внуки "лейтенанта Шмидта", и утверждать что-либо наверняка нельзя…