ДОБРО И ЗЛО — ОТНОСИТЕЛЬНЫ?

На модерации Отложенный

"Вот она - цена непонимания. Либо Бог, либо дьявол", Ричард Бах

Вчера мой друг Александр  Гершаник опубликовал небольшую статью, которая вызвала обсуждение вопроса о добре и зле, о врагах и друзьях. Сегодня мне попалось эссе Ю. Новикова на эту тему. Кажется, неплохо изложено.

В статьях и репликах многочисленных авторов очень часто встречается мысль об относительности добра и зла. Мол, все здесь зависит от точки зрения: то, что с одной стороны — добро, с другой — зло, то, что для одного человека — добро, то для другого — зло. Эта «свежая» мысль некоторым кажется очень глубокой и гораздо более мудрой, чем «наивный» и «примитивный» тезис об абсолютности и неизменности добра и зла. Между тем, мысль эта доступна и понятна даже дикарям, один из которых, как известно, сформулировал ее предельно четко: «Если я украду у соседа банан — это добро, а если сосед украдет банан у меня — это зло». Именно эта доступность и прельщает многих наших философствующих современников. Прельщает настолько, что они даже не считают нужным свою мысль развивать и обосновывать. Но посмотрим на проблему чуть шире.

Прежде всего отметим, что здесь происходит подмена понятий. Есть субъективные представления людей о том, что хорошо, а что плохо, что такое добро и зло. Но есть и объективно, реально существующие добро и зло. В идеале представления людей должны совпадать с реальностью, в действительности же довольно часто они существенно отличаются от реальности. Вот эти-то различия и вводят нас в заблуждение.

Но для начала дадим определение, что такое истинные, реальные добро и зло.

Сейчас вряд ли кто-нибудь считает, что мир состоит из отдельных независимых частей, хотя именно это предположение может хоть как-то оправдать тезис об относительности добра и зла. Наверное, сейчас каждый знает, что мир представляет собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны на всех уровнях. Между прочим, это было известно еще с глубокой древности. Точно так же с древности было известно, что судьба мира и всех его частей напрямую зависит от поведения каждой части мира. Все части мира имеют свои функции, и все они являются клеточками единого живого организма. Понятно, что клеточки организма не должны враждовать друг с другом и уничтожать друг друга. Вред, причиняемый клеточке, оборачивается вредом всему организму и, следовательно, вредом всем клеточкам. Так вот, добро, абсолютное добро — это гармония мира и всех его частей. А зло, абсолютное зло — это любое разрушение гармонии мира или его отдельных частей. Самая близкая аналогия здесь — человек (добро) и болезнь (зло). Здоровый человек гармоничен и самодостаточен, болезнь разрушает гармонию и должна быть уничтожена, что пойдет человеку только на пользу. Вот на этом основываются все известные нам религии светлого направления начиная с зороастризма.

Теперь вернемся к субъективным представлениям людей о том, что хорошо, а что плохо. Всегда ли им можно доверять? К сожалению, нет. Человек не совершенен, очень часто он не понимает даже того, что лично ему хорошо, а что плохо, что для него самого добро, а что зло.

Простейший пример — курение. Любой курильщик будет вас уверять, что курение помогает ему собраться с мыслями, расслабиться, упростить общение с другими курильщиками и т.д. То есть он полагает, что курение — добро для него. Любые ограничения на курение он воспринимает как зло, как попытку ограничить его свободу. А что в результате? Пергаментная кожа, желтые зубы, табачный запах изо рта, хриплый голос, одышка, наконец, различные болезни вплоть до рака легких. Наверно, ни один больной раком не станет настаивать, что его болезнь — благо для него. Он будет проклинать свое легкомыслие, табачные компании, врачей, которые его не предупредили. То же самое происходит в случае других дурных привычек: пьянства, наркомании, неправильного питания и др.

То есть даже в таких элементарных случаях, когда связь поступка и его следствия довольно очевидна и локальна, мы не в силах оценить, что для нас на самом деле добро, а что зло.

Что ж тогда говорить о более сложных ситуациях, когда следствия нашего поступка могут быть гораздо более сложными, глобальными, вызывать результаты в отдаленном времени и через длинные цепочки событий? Тем более, мы можем ошибаться в оценке, что есть добро и зло не для нас самих, а для другого человека, для природы, для мира в целом.

Никто и ни при каких обстоятельствах не может быть заинтересован в каком бы то ни было разрушении гармонии мира. Дисгармоничный мир не соответствует нашей сути, не приспособлен для нас. Кроме того, наше участие в разрушении мира (служение злу) притягивает к нам самим несчастья и лишает нас помощи свыше. За любое свое зло мы рано или поздно ответим по полной программе. В лучшем случае — при жизни, в худшем — после смерти.

Разрушая свое тело, корежа и пачкая свою душу, насилуя свою совесть, мы наносим вред не только себе, но и миру в целом, разрушаем гармонию мира. Это не наше личное дело, которое никого не касается, это преступление, за которое с нас спросится. Унижая, обманывая, насилуя других людей, мы тем самым наносим вред гармонии мира. Даже если это приносит нам какую-то материальную прибыль или мнимое моральное удовлетворение, мы должны прекрасно понимать, что на самом деле это зло, причем зло как для нас самих, так и для мира в целом. Если мы разрушаем природу, то мы опять-таки должны понимать, что мы творим зло, даже если нам кажется, что мы обеспечиваем себе более удобную и безопасную жизнь. Никакой относительности добра и зла нет и в помине, есть только наши заблуждения, наша неспособность понять истинные причины и следствия наших поступков.

Например, идет война между странами. Каждая из воюющих стран воспринимает другую страну как зло, а себя как добро. В действительности же злом является сама война, разрушения и смерти, вызванные ею. Служителями зла выступают те, кто развязал войну и те, кто своими действиями способствует ее разрастанию, ужесточению, продолжению, уничтожению людей, умножению ненависти. Добром является мир, отсутствие войны, добрососедские отношения между странами.

Другой пример. Покупатель приходит в магазин. Ему, возможно, хочется ограбить кассу магазина, украсть товар с полки, обсчитать продавца, и он считает это добром для себя. Продавцу же, возможно, хочется повысить цены, продать негодный товар, обсчитать покупателя, и он считает это добром для себя. В действительности же добром будет честное совершение покупки без всякого обмана и насилия.

Как же не ошибиться при оценке, что является истинным добром и истинным злом?

Во-первых, нам может помочь наш разум, если он вооружен правильным знанием о природе и сущности добра и зла. Надо четко понять, что мы склонны ошибаться, принимать свои желания за добро и препятствия к исполнению своих желаний за зло. Надо признать, что истина выше нас и не зависит от нас. И все наши представления о мире неизмеримо проще истинного мироустройства. Отвечать же мы будем не за то, насколько наши поступки соответствовали нашим представлениям о мире, а за то, насколько они соответствуют объективным законам мира.

Во-вторых, нам может помочь наша совесть, то есть тот неподкупный судья, который находится внутри нас, который точно чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть наша категорически возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил. А если совесть подсказывает нам, как поступить, то надо слушаться ее, даже если это грозит нам неприятностями. Только надо прислушиваться к ее голосу.

Наконец, в третьих, мы можем руководствоваться верой, религией. Все светлые религии имеют систему моральных запретов и предписаний. Если пользоваться ими во всех ситуациях, то можно избежать самых серьезных грехов, выбрать правильный путь, даже если мы не понимаем, почему нам надо поступать именно так. И еще может помочь «золотое правило»: надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

А надеяться только на свои житейские представления о том, что хорошо и плохо, не стоит. Ошибок, причем зачастую очень серьезных ошибок, при этом не избежать.