"Воевать против России в Сирии будут все"

На модерации Отложенный

Лидер запрещенной в РФ террористической группировки "Аль-Каида" Айман аль-Завахири обратился к единоверцам с призывом объединить усилия против России, Запада и их союзников в Сирии. "Американцы, русские, иранцы, алавиты и "Хезболла" объединяются в войне против нас. Неужели мы не способны прекратить борьбу между собой и направить наши совместные усилия против них?", — сказал аль-Завахири, слова которого приводит РИА Новости со ссылкой на агентство Reuters. Несколькими днями ранее информацию о том, что между "Аль-Каидой" и "Исламским государством" (террористическая организация, также запрещенная на территории РФ) ведутся переговоры о коалиции, со ссылкой на радиоперехват сообщил представитель министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. О том насколько вероятно заключение такого союза и как это может повлиять на исход войны в Сирии, в интервью "Росбалту" рассказал директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин.

 

— Почему лидер "Аль-Каиды" призвал своих непримиримых врагов из "Исламского государства" к объединению? Повлияло ли на появление такой идеи присоединение России к боевым действиям в Сирии?

 

— Разумеется, участие России в этой войне — важнейший фактор, который мобилизует все радикальные группировки, между которыми, в свою очередь, существуют отдельные разногласия, как, например, между "Аль-Каидой" и "Исламским государством" (ИГ). Но тот факт, что ИГ взяло на себя ответственность за авиакатастрофу на Синае (где 31 октября разбился Airbus А321 с российскими туристами, — "Росбалт"), меняет расстановку сил внутри этого радикального лагеря. И не так важно, причастно ли "Исламское государство" к крушению самолета или нет. То, что эта организация взяла на себя ответственность за его гибель, в понимании радикалов рассматривается как акт геройства. Таким шагом ИГ заработало очки во внутреннем соперничестве в лагере исламистов. Своим призывом аль-Завахири хотел бы и объединиться с ИГ, прислониться к этой "победе", и напомнить о себе, показать что "Аль-Каида" не сходит на нет, что ее нельзя затмить, что она остается не просто идеологической, но и боевой организацией даже после смерти Усамы бен Ладена. Через такое объединение с ИГ он хочет утвердить статус "Аль-Каиды".

 

— Что подтолкнуло его к такому призыву?

 

— Подтолкнула к этому ситуация в Сирии, в первую очередь, российское участие.

 

— То есть, фактически именно участие России в этой войне может заставить разных исламистов забыть о противоречиях и вступить в союз друг с другом?

 

— Почему "может"? Это обязательно произойдет.

Иначе не может быть. С российской стороны ставка делалась на то, что это объединение не будет эффективным, что удастся нанести им решающее поражение, обогнать их. Но был объявлен джихад. А это означает, что будут теракты, таким объявлением они фактически планируются...

 

— Насколько я помню, джихад России объявило "Исламское государство"?

 

— Там все шире. Это суннитское сообщество улемов, ну и ИГ со своей стороны тоже.

 

— Все же, призыв аль-Завахири к объединению с ИГ — это не фейк ли случаем?

 

— Это его желание и стремление, какой же это фейк? Фейком может быть его заявление об участии его организации в уничтожении российского самолета.

 

— Насколько объединение враждующих до того группировок исламистов скажется на войне в Сирии? Можно ли ожидать, что война примет более затяжной и масштабный характер?

 

— "Аль-Каида" и "Исламское государство" взаимодействуют в Сирии уже давно и особых вопросов у них по этому поводу не возникает. У них есть некоторые расхождения, но когда будет убран президент Сирии Башар Асад, то все объединятся против ИГ и "Джабхат ан-Нусра" ("Фронт ан-Нусра", отделение "Аль-Каиды" в Сирии, — "Росбалт").

 

— То есть, вы не считаете, что объединение ИГ и "Джабхат ан-Нусра" сильно укрепит их?

 

— Нет, это их совсем не укрепит. У них соотношение сил, примерно как семь к трем, где семь это ИГ, а три — "Джабхат ан-Нусра". Тем более, что они тактически и так взаимодействуют, где им надо. Дело в том, что "Джабхат ан-Нусра" это уже не та сила, о которой можно говорить как прежде, она обескровлена. Основная часть боевиков из нее уже перешла к ИГ.

 

— А не подтолкнет ли это другие силы, в частности, умеренных исламистов, воюющих сейчас с режимом Асада, к объединению с "Исламским государством"?

 

— Нет, никогда в жизни. Это принципиально другие исламисты. Умеренные исламисты воюют с "Аль-Каидой", ИГ и Асадом открыто, их в этом поддерживают Саудовская Аравия, Катар и другие страны.

 

— Получается, что призыв аль-Завахири к ИГ был чисто символическим?

 

— Да зачем вообще придавать ему какое-то значение? Ясно, что в любом призыве больше политики и пиара, чем каких-то реальных действий. Ясно, что "Аль-Каида" хочет прислониться к славе ИГ. А воевать против России в Сирии будут все. И "Исламское государство", и умеренные исламисты, и светская оппозиция, которую сейчас там бомбят ВКС РФ. Так что распутать этот узел там будет совсем непросто.