"Я русский!" - надо ли этим гордиться?

На модерации Отложенный

Из интервью народного артиста Василия Ливанова:

«До чего дошли наши газеты - стоит назвать себя русским, патриотом, сразу объявят антисемитом, шовинистом! Но это чушь!»

Действительно, чушь! Тем более возмутительная, что ведь никому из русских, надо полагать, и в голову не придет заподозрить патриотов евреев, равно как и латышей, поляков, американцев, в предвзятой русофобии!

Но попробуем представить себе ситуацию, в которой у русского человека возникла потребность или необходимость заявить о своей национальной принадлежности. Очевидно, В.Ливанов имел в виду не рутинное заполнение анкеты в полицейском участке или на таможне, когда национальность должна быть указана в ряду прочих персональных данных («русский, такого-то года рождения, постоянно проживаю там-то»).

Можно догадаться, что не в чужой стране и не враждебно настроенной толпе отважился человек заявить о своей русскости и своем патриотизме.

- Я русский, патриот и горжусь этим! Я горжусь тем, что принадлежу к одной нации с Суворовым, Нахимовым, Чайковским, Королевым и Гагариным! Я горжусь тем, что разговариваю языком Пушкина, Толстого, Достоевского, Ленина и Сталина!

Американец, француз, испанец и разные прочие шведы, услышав эти патетические речи пожмут плечами: «А вы-то сами, пардон, чем прославились и чем прославили свою родину? Ах, вы «просто русский»? Примазываетесь, значит, к чужой славе?»

Нет, смелые декларации о национальной гордости делаются в расчете на доброжелательную реакцию - среди своих, для своих. Нечто вроде клича Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я! Нас целая толпа – гордящихся своей русскостью!»

Очень приятное и вполне безопасное занятие - у себя на родине убеждать друг друга в общности и совместной преданности Великому Объединяющему Началу. Почему же это приятное и безопасное занятие кем-то это воспринимается как вызов, как угроза?

Может быть, дело как раз в этой горделивости? Когда человек акцентирует внимание окружающих на том, что является носителем особенного положительного качества, он тем самым отделяет, отчуждает себя от тех, кто носителем этого качества не является.

Итак:

- Я православный русский и горжусь этим!

Хорошо, если эти слова слышат только такие же православные русские. А вдруг нет? Как должен воспринимать их, допустим, татарин? У него собственная гордость.

Что ему остается сказать? Только: "А я татарин и мусульманин! И тоже горжусь этим!"

- Вот и отлично! - радостно подхватывает русский. - Разве я шовинист? Я считаю, что ты, татарин, имеешь право гордиться своим народом.

Татарин, которому предоставлено высокое право, ощущает некоторый дискомфорт. Провозглашение равноправия в национальной гордости предполагает сравнение причин и оснований гордиться. Из сравнения неизбежно вырастает соревнование и его сестра зависть.

Права-то гордиться у великих и малых равные, но основания вроде бы разные…

- Я горжусь тем, что я русский и принадлежу к тому же народу, что и Петр Первый, Кутузов, маршал Жуков… - продолжает русский. - И у вас, татар, наверное, тоже есть замечательные люди. Муса Джалиль, например, Кайсын Кулиев, Чулпан Хаматова, Марат Башаров… Кто там еще? Ах да, Салават Юлаев, футбольный клуб такой был...

Татарин начинает запальчиво перечислять своих великих – русский уважительно кивает:

- Не знаю таких, но вполне может быть, что люди были достойные.

Татарин со своим правом гордиться татарством чувствует себя обманутым. Его национальная гордость как-то блекнет рядом с гордостью великоросса. Он обижен, что русский человек так плохо знает замечательных татар и относит к их числу деятелей, относившихся к другим этносам. Русскому достаточно громко и неоднократно артикулировать свою гордость и величие своего народа – превосходство над прочими выявляется само собой. При этом можно сколько угодно провозглашать свои дружеские, даже братские чувства и полное отсутствие шовинизма.

Гордиться своим величием – самый короткий путь к разобщению и отчуждению. Стоит ли того удовольствие? Великому народу, как доброму великану, нет нужды хвастать своим величием, оно и так видно за версту, ему приличествует некоторая деликатность в общении с невеликанами: он может себе позволить снисходительно наблюдать за тем, как пыжатся малыши, его не убудет.

" Я американец и горжусь этим!" – сразу видно выскочку и задаваку.

«Я еврей и горжусь этим! А я румын и горжусь этим! А я эстоонец и горжуусь этим!» - чувствуете, сколько в этих словах национальной спеси, неумного чванства, отвратительного высокомерия, презрения к другим народам, русофобии?!

«Горжусь тем, что я русский!» - совсем другое дело, не правда ли?!