Почему в Германии стыдно быть неонацистом?
На модерации
Отложенный
Немецкие СМИ и общественность склонны чрезвычайно бурно реагировать на любые проявления расизма, антисемитизма и национал-социалистической идеологии. Достаточно заглянуть в сеть: там множество сайтов, где люди постоянно или спонтанноделятся опытом и организуют акции протеста против «коричневых». Но стоят ли того правые экстремисты?
Возьмем статистику Федерального ведомства по охране Конституции. Отчет за прошлый год еще не представлен. В 2008 году правоэкстремистский потенциал в Германии составлял, по данным ведомства, 30 тысяч человек. Правых экстремистов, готовых к насилию, оно насчитало 9500. А собственно неонацистов — около 4800. Можно ли полагаться на эти данные? Ведомство по охране Конституции, как следует из его названия, для того и существует, чтобы бороться с врагами Конституции. Занижать их число ему нет резона, ведь чем серьезнее опасность, тем лучше финансирование.
«Легальные» правые радикалы
В Германии легально действуют две партии праворадикального толка: Немецкий народный союз (ННС) и Национал-демократическая партия Германии (НДПГ). В 2008 году в ННС состояли 6000 человев, в НДПГ — 7000. Но с тех пор обе партии теряют позиции. По мнению экспертов, Немецкий народный союз доживает последние дни. Причина — раздоры в руководстве и финансовые трудности. После 22 лет в отставку с поста председателя ННС ушел состоятельный издатель Герхард Фрей (Gerhard Frey). В свое время «народный союз» пытался наладить сотрудничество с НДПГ. Обе партии договорились не выставлять конкурирующих кандидатов на коммунальных и земельных выборах. В прошлом году это коричневое партнерство развалилось из-за разногласий.
Еще острее финансовые проблемы у НДПГ. Сначала казначей партии похитил из кассы около 800 тысяч евро, в прошлом году партию оштрафовали на 1,27 млн евро за неполные отчеты о пожертвованиях. Последним ударом стала смерть зампредседателя НДПГ Юргена Ригера (Jürgen Rieger). Этот состоятельный адвокат был главным кредитором и спонсором партии. Он, в частности, скупал по всей Германии объекты недвижимости, чтобы оборудовать в них учебные центры.
Почему НДПГ до сих пор не запрещена?
Несмотря на все трудности, НДПГ остается центром для разного рода неонацистских и правоэкстремистских группировок, даже официально не входящих в партию. Требования запретить ее звучат постоянно. Но для этого по закону суд должен квалифицировать деятельность партии как антиконституционную. В 2001 году правительство ФРГ, бундестаг и бундесрат обратились с таким иском в Конституционный суд Германии. Однако в ходе разбирательства выяснилось, что НДПГ нашпигована тайными агентами ведомства по охране Конституции настолько, что суд оказался не в состоянии вынести объективное решение.
Оценить, насколько сильна праворадикальная сцена в Германии по сравнению с соседними странами, можно по результатам недавних выборов в Европейский парламент. НДПГ в них вообще не участвовала, а ННС набрал всего 0,4 процента голосов. В Европарламенте немецкие правые радикалы вообще не представлены. Между тем откровенно расистский Национальный фронт Франции, набрав 6,3 процента голосов, получил три места в Европарламенте. Столько же мандатов получила и антисемитская правоэкстремистская партия «Великая Румыния», набравшая 8,6 процента голосов. Представители правоэкстремистского и расистского Британского национального фронта, заручившись поддержкой 8,3 процентов избирателей, заняли в Европарламенте 2 места. Список можно продолжить.
Левые дерутся с правыми, полиция разнимает
13 февраля в Дрездене прошла демонстрация, на которую съехались около 6000 неонацистов со всей Германии и многих европейских стран. Эту акцию они приурочили к 65-летию бомбардировок Дрездена британской и американской авиацией в 1945 году. Однако от 10 до 15 тысяч дрезденцев во главе с премьер-министром земли Саксония Станиславом Тиллихом (Stanislaw Tillich) вышли на демонстрацию протеста против неонацистов.
Помимо мирных участников протеста, в Дрезден прибыли и около 2000 левых экстремистов, вступивших в потасовки с правыми. В ход пошли камни и пивные бутылки. Однако буянов с обеих сторон удалось достаточно быстро усмирить: в Дрезден в этот день были стянуты до 7000 полицейских из разных федеральных земель. Зачастую на демонстрациях неонацистов складывается такое соотношение сил, что полиции волей-неволей приходится защищать правых экстремистов от левых.
В Германии быть правоэкстремистом позорно
В Германии быть правым экстремистом или неонацистом стыдно и позорно. Но можно предположить, что в головах части добропорядочных бюргеров бродят расистские, ксенофобские или даже национал-социалистические идеи, хотя открыто в этом они никогда не признаются. Эксперты видят опасность и во влиянии правых экстремистов на молодежь, особенно на востоке Германии, где после краха социализма еще недостаточно укоренилось демократическое правосознание.
Именно поэтому СМИ и общественность Германии так болезненно реагируют на любые выходки неонацистов. За границей это порой расценивают, возможно, как чрезмерную истерию. Однако немцы помнят свою историю. Неонацистов в Германии, по сравнению с другими странами, мало. Здесь они — действительно маргиналы.
Комментарии