Крым — дыра в вашем кошельке


Фото: РИА Новости

Два года назад Крым был дотационным регионом Украины, который расходовал вдвое больше, чем собирал в виде налогов. Последние 20 месяцев полуостров де-факто находится в составе России. Но ни окончание переходного периода, ни возвращение сакрального Корсуня в родную гавань, ни создание свободной экономической зоны не улучшили финансовое положение республики. Напротив — теперь доходы Крыма составляют лишь четверть от его трат.

Сравнив бюджет 2013 года, когда Крым был частью Украины, с бюджетом 2015 года, когда закончился переходный период интеграции полуострова в российское правовое поле, можно прийти к важному выводу: уровень дотаций в несколько раз вырос, а вот объем налоговых сборов практически не изменился.

Для чистоты эксперимента все расчеты переведем в доллары, так как и гривна, и рубль за последние полтора года пережили серьезный кризис. Так вот, бюджет украинского Крыма на 2013 год составлял примерно $590 млн, из которых 305 млн составляли дотации. Самостоятельно полуостров зарабатывал менее $300 млн в год.

В первоначально опубликованном варианте бюджета республики на 2015 год дотации составили уже $770 млн, а предполагаемая собственная доходность Крыма — 260 млн.

Летом крымский бюджет был пересмотрен: в новом проекте налоговые и неналоговые доходы региона выросли до $350 млн, а безвозмездные поступления из федеральной казны — до $1200 млн.

В течение года крымский бюджет неоднократно переписывался, а его расходная часть постоянно увеличивалась. В конечном итоге в республиканской казне возник дефицит, который пришлось выравнивать за счет кредита на 3,5 млрд руб, предоставленного федеральным бюджетом на год под 0,0001%. Эти деньги должны потратить на латание дыр в зарплатах бюджетников.

Но одного кредита, видимо, оказалось мало. В республике продолжаются разговоры о том, что в конце года в региональном бюджете все равно возникнет значительный дефицит, который опять закроет Москва. Так, в начале октября первый замминистра финансов республики Ирина Кивко заявила, что республике, вероятно, не хватит 15,5 млрд руб ($250 млн), невзирая на уже пересмотренные показатели.

Готовность Москвы вкладываться в убыточный регион способствует росту аппетитов крымского руководства. На 2016 год местные власти намерены установить доходную часть бюджета уже на уровне 143 млрд руб, из которых сама республика закроет лишь 20—25 млрд.

Самое грустное в этой истории даже не то, что федеральный центр взял на свой баланс дотационный регион, а то, что государство намерено вкладывать в него огромные деньги, собранные с российских налогоплательщиков. Черт с ними, с деньгами, но почему все россияне должны платить еще и за ошибки крымских властей?! Показательный пример — недавняя история, связанная со снижением рейтинга кредитоспособности Генбанка, 50% акций которого принадлежат правительству Крыма и Севастополя. Информация о понижении рейтинга агентством RAEX (с А до В++, прогноз негативный) вызвала резонанс как раз потому, что банком совместно рулят частные лица и представители местной власти. Свое решение в RAEX мотивировали тем, что, по их оценкам, приблизительно 70% заемщиков Генбанка не осуществляли реальную деятельность, а сами займы предоставлялись без поручительств и гарантий.

Интересно, что раньше республиканским банком Крыма был РНКБ (принадлежал ГУП «Вода Крыма», имеет самую большую сеть филиалов в регионе и является прибыльной организацией, в 2014 году заработавшей 1,5 млрд руб). Но зимой 2015 года его продали частной структуре ООО «Комплексные энергетические решения».

А уже через несколько месяцев власти республики, почувствовав нужду в банковских инструментах для создания инвестиционных и инфраструктурных проектов, стали совладельцами Генбанка. При этом, по словам главы республики Сергея Аксенова, вхождение в долю не стоило Крыму ни копейки. Однако уже в середине октября Аксенов предложил ЦБ РФ провести докапитализацию Генбанка в размере 10 млрд руб за счет Агентства по страхованию вкладов, чтобы, как выразился чиновник, создать на полуострове благоприятный инвестиционный климат.

В сухом остатке: дотационным бюджетом дело не ограничится. Чтобы пришвартоваться в родной гавани, нужно намного больше средств.