Советская цензура бьет рекорды в США

На модерации Отложенный

Мэтр советской эстрады Эдуард Хиль прославился полвека назад в СССР, а теперь — в США. Его красноречивая песня без слов, появившаяся благодаря усилиям советской пропаганды, бьет рекорды в Интернете. Впрочем, на полновесную славу эта «хилемания» никак не тянет.

Певец советской и российской эстрады, заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР Эдуард Хиль проснулся знаменитым второй раз, благодаря глобализации и повсеместному внедрению Интернета. Сложно поверить, что этому скромному пожилому человеку в коричневой кепочке, ежедневно выходящему на улицу Рубинштейна за батоном, повесили завидный ярлык — «Самый счастливый человек на земле».

Не известно, когда простое любопытство американских юзеров сменилось массовым психозом, но пользователи социальной сети Facebook создали группу поддержки Эдуарда Хиля или «Мистера Трололо», в которую уже вступили 14 тысяч человек. Что же их так привлекло?

В 1966 году прошлого века популярный певец Эдуард Хиль взялся исполнить песню о ковбоях. Она называлась «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой».  Текст песни был примерно следующим: «Я скачу по прерии на своем жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». В СССР песня о ковбоях не прошла цензуру, и тогда Хиль вместе с композитором Аркадием Островским решил сделать из нее вокализ.

Песня стала визитной карточкой певца: благодаря отсутствию слов, она на ура принималась во всех странах мира. В Швеции Хиль снял видеоклип на нее. Он-то и попал спустя 44 года во всемирную сеть. В нем певец выступает в роли этакого мистера Бина. Он улыбается, вышагивает по подиуму, смешно пожимает плечами, издает звуки и корчит рожи. Неизвестно, знают ли в США об идеологической судьбе песни, но то, что происходит в этом клипе 40-летней давности, с точки зрения здравого смысла выглядит очень смешно.

За несколько дней ролик в Интернете посмотрели более 2 млн человек. Хилю уже начали подражать известные артисты: так, актер Кристофер Вальтц, который накануне получил Оскара за роль в «Бесславных ублюдках» Тарантино, в американском телешоу сделал пародию на клип советского певца.

Сам Эдуард Хиль отнесся к своей новой славе весьма серьезно. «Я бы, может, и решился бы устроить заграничный тур, но, кроме пожеланий, должен быть какой-то импресарио, какой-то организатор», — заявил он. По словам артиста, в музыке легко читаются бродвейские интонации, и американцы, видимо, это почувствовали.

Тем временем, на сайте фанатов певца в сети Facebook уже собирают подписи под петицией в поддержку мирового турне «Мистера Трололо». Гостевая книга на персональном сайте Хиля полна волнующих иностранных признаний. «Трололо, ты русский Фрэнк Синатра!», «Я бываю счастлив, только когда слушаю тебя!», «Спасибо, Трололо, я люблю тебя!». Не отстают и европейцы: «Вы воплощение Бога!», «Здрасти из Германии! Господин Трололо, мы вас любим!». А некая девушка из Эстонии, влюбленная в Хиля, даже готова расстаться с любимым и отменить свою свадьбу.

Впрочем, уповать на широкую народную славу Хилю не стоит. Стать героем Интернета — значит, приобрести сомнительные лавры глобального приколиста, к которой человек старой закалки может быть не готов. Скорее всего, многочисленных поклонников артиста привлекает не собственно его вокальные данные, а комичный парадокс, уродливое наследие советской цензуры, выпустившей в свет песню без слов.

Интересно, что одними из первых идеологический подвох заметили бдительные петербургские коммунисты и призвали Хиля не поддаваться на уловки западных империалистов. Они считают, что Вашингтон таким образом хочет дискредитировать историю патриотической песни. «Решение о раскручивании низкопробной пропагандистской кампании по превращению лирической советской мелодии в вульгарный американский шлягер было принято по приказу Х.Клинтон», — заявили борцы за светлое будущее.

По их мнению, вместо того чтобы потребовать соблюдения авторских прав, прекращения глумления над песней о советском передовике-ударнике, возвращающемся домой из поездки на прогнивший запад, Хиль подобострастно благодарит шоу-бизнес США за организацию провокационной кампании. «К приезду Хиля уже подготовлены продажные репортеры, которые будут снимать, как некогда гордому советскому певцу куклуксклановцы и русофобы швыряют мятые доллары и центы в дырявую ковбойскую шляпу», — уверены коммунисты. Коммунисты призвали певца не ездить в Америку и выразить протест против глумления над его песней.

Пока бесспорным достижением ковбойской песенки Хиля является Интернет-канонизация в самом глобальном смысле этого слова. С масштабным спросом на творчество советского артиста могут сравниться разве что возрожденная финская полька и польская песня «Йожин з бажин», получившие известность ранее.

Подобные случаи, когда, благодаря Интернет-популярности, артисты раскручивались, что называется, «с нуля», имеются. В русском Интернете можно отметить музыканта Петра Налича, ставшего известным благодаря видеоклипу на песню «Гитар»: он теперь будет представлять Россию на «Евровидении». Еще один сценический образ, взрощенный при помощи сети, — Рэпер Сява, он же артист Вячеслав Хахалкин, выступающий в жанре гоп-хопа. Кстати, тот же Сява уже прокомментировал неожиданно возросшую популярность Хиля. По его словам, заслуженный певец поймал волну, и этим нужно пользоваться, то есть, гастролировать и зарабатывать деньги.

Выбор остается за Хилем: остаться на улице Рубинштейна или отжечь на огромных стадионах США и Западной Европы? В последнем случае ему может пригодиться опыт, например, российского ди-джея, электронного музыканта, радио-ведущего MC Вспышкина. В этом году он отметит 74-й день рождения. Эдуарду Хилю будет 76.

Глеб Иванов

Справка:

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта.

Эдуард Хиль — первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова. Эдуард Хиль исполнял такие популярные песни, как «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «У леса на опушке…», «Березовый сок», «Солнечная баллада», «Как, скажи, тебя зовут?», «На безымянной высоте», «Сережка ольховая».

Манера исполнения Хиля неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора. На сцене Хиль держится очень уверенно, подтянуто, сопровождая пение легкими танцевальными движениями и эффектной жестикуляцией. Никогда не изменявший академическому стилю пения, Хиль отличается завидным сценическим долголетием.

В настоящее время место Эдуард Хиль живет в  Толстовском доме в Петербурге.