Антифорбс: что делать разорившимся

На модерации Отложенный

Российским бизнесменам не хватает гибкости, мобильности и умения сказать самим себе: «А слабо?»

Несмотря на тот факт, что число миллиардеров, если верить новому списку Forbes, выросло чуть ли не вдвое, хотелось бы обратить внимание на прямо противоположную тенденцию. Я уже не первый и не второй год наблюдаю, как люди теряют бизнес – либо сами, либо им в этом «помогают». В кризисные годы, понятно, это стало происходить только чаще. Почему и как бизнесмены разоряются – рассказ отдельный, сложный и трагичный. Как писал Лев Николаевич, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Гораздо интереснее попробовать ответить на вопрос, что делать разорившимся. Человек, потерявший бизнес, обычно глубоко несчастен. И дело даже не столько в том, что такие люди за годы процветания успевают привыкнуть к определенному уровню потребления (хотя и это большая проблема), а в том, что у них успел сформироваться определенный круг общения. Бизнесмены привыкают обсуждать дела насущные неформально, в тесном кругу, а когда вдруг вылетают из бизнес-среды, им очень сложно восстановиться и найти для себя достойное занятие. Бывшие бизнесмены теряют веру в себя, поскольку вчера они были кем-то, и ими многие интересовались (пусть даже не ими, а их деньгами, но это неважно), а сегодня они никто, и прежние приятели начинают стремительно отдаляться. Это серьезный психологический перелом.

Итак, что же делать разорившемуся бизнесмену?

Конечно, большинство с головой уходят в водку и наркотики, и таких примеров я знаю целый воз. Но поговорим все же о рациональных вариантах.

Есть шанс, что разорившегося возьмут на работу такие же бизнесмены. Шанс этот, конечно, очень невелик – если ты разорил свою компанию, то кому ты теперь нужен, такой неуспешный?

На занятия благотворительностью уже нет денег, а творчество… Творчество обычно не приносит достойной денежной отдачи.

Можно, конечно, начать писать мемуары, и, если повезет, найдется издатель, предложит 5%, получится около 15 штук за три месяца работы. Это вполне реальный случай из моей практики. Я вот подумал и решил, что это слишком большие деньги, и издателю пришлось отказывать. Думаю, так поступило бы большинство на моем месте.

Можно еще идти путем создания общественных организаций и политических партий. Этим обычно «болеют» бывшие госслужащие – надувают щеки, формируют какие-то политические союзы. Их спрашивают: «Кто вы?». Они отвечают гордо: «Я – президент». Президент чего? Собственной квартиры?

И в этом свете, на фоне общей безнадеги разоряющихся бизнесменов или близких к этому, хотел бы обратить внимание на действия Сергея Полонского. Да, все мы знаем, что дела у Mirax Group, да и вообще у девелоперов, в кризисное время идут, мягко говоря, не очень. Но что мы видим? Сергей Полонский лично, сам, организовывает экскурсии в башне «Федерация». За сто баксов. Поступок хоть и весьма эксцентричный, но при этом нестандартный, позитивный и, на мой взгляд, заслуживающий уважения.

Конечно, все это подается как рекламная кампания, способ показать объект инвестором и прочее бла-бла-бла. Реакция СМИ на такой «скандальчик» была более чем скромной, а инвесторам экскурсии за сто баксов предлагать даже как-то смешно. Так что это говорит не столько о Mirax Group, сколько о личности самого Полонского.

По этому поступку видно: человек не сломался и готов биться дальше. Он не прячет голову в песок, не находит утешение в алкоголе и не стреляется. Чувствуется, что боец. Это приятно.

Такого варианта самореализации, гибкости, мобильности и подвижности большинству бизнесменов и не хватает. Сказать себе: «А слабо?». И ответить: «Нет, не слабо».

В конце концов, всегда можно построить бизнес заново. Главное – начать. А там и до списка Forbes совсем недалеко.