О войне как о войне
На модерации
Отложенный
До юбилея Великой Победы еще два месяца, а он уже оброс шумным скандалом.
Вызвала его инициатива московского городского совета ветеранов войны во главе с бывшим секретарем ЦК КПСС, кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС Владимиром Долгих, который предложил к 9 Мая «украсить» столицу плакатами с изображением Сталина.
Представитель советской партноменклатуры, хорошо усвоивший «правила игры» под названием «И нашим, и вашим», так обосновал свое намерение: «Ветераны Москвы осуждают репрессии, но при этом оценивают результаты, достигнутые под руководством Сталина». И все это – под самым модным в последнее время соусом «предотвращения искажений истории страны».
Уж кому-кому, а ветеранской организации стоило бы прежде всего озаботиться восстановлением исторической правды и справедливости именно в отношении к поколению Победителей, которое после окончания войны первым испытало на себе «отеческую заботу» вождя.
Уж больно подозрительно выглядели в его глазах люди, обретшие боевой опыт, повидавшие своих командиров и руководителей в минуты слабостей и поражений, узнавшие военную вольницу, открывшие для себя другой – европейский – мир, другой образ жизни, вернувшиеся с надеждой на то, что и они, Победители, отвоевали для себя право на более свободное и достойное существование. А ведь их были миллионы.
То-то уже в феврале 1946 года Сталин, выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы, предостерег фронтовиков:
«Говорят, что победителей не судят (смех, аплодисменты), что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить (смех, аплодисменты). Можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей (смех, аплодисменты): меньше будет зазнайства, больше будет скромности. (Смех, аплодисменты)».
Поражает, помимо всего прочего, стенографическая пометка «смех, аплодисменты».
Шутка всем понравилась? И такие же «смех, аплодисменты» сопровождали, видимо, и другие решения власти.
Отменить праздник Дня Победы, чтобы Победители с оружием в руках не маршировали перед мавзолеем и не наводили ужас на диктатора?
Смех, аплодисменты...
Отобрать у фронтовиков небольшие «орденские деньги», которые они получали даже в годы войны, откладывая на черный день?
Смех, аплодисменты...
Победителей «можно и нужно судить» настолько, что 10 проц. вернувшихся с войны фронтовиков оказались в лагерях?
Смех, аплодисменты...
«Меньше зазнайства, больше скромности» должно быть у крупных советских военачальников, часть которых (как Жукова) отправили подальше от Москвы, а часть (как Героя Советского Союза Василия Гордова) просто расстреляли?
Смех, аплодисменты...
И это все вытворяли с ветеранами под чутким руководством вождя, который цинично, после всех сентиментальных фраз, сказанных в адрес русского народа в самые тяжелые моменты борьбы с нацизмом, признался своим соратникам, что в следующей войне на русский народ опираться уже нельзя, поскольку он, народ-Победитель, слишком изменился, а военные кадры придется черпать в среднеазиатских республиках.
В деле борьбы с собственным народом и с его памятью о войне Сталин был действительно «эффективным менеджером».
В 1947 году он закрыл музей обороны Ленинграда, отказывался давать добро на создание всесоюзной ассоциации ветеранов.
Надо сказать, основания опасаться фронтовиков у Сталина были, и весьма веские.
В архиве комиссии по реабилитации, возглавлявшейся покойным Александром Николаевичем Яковлевым, есть множество дел, заведенных на ветеранов войны, которые, разочаровавшись в вожде, обманувшись в ожиданиях, позволили себе высказать критику в его адрес.
Вот только три дела, с которыми меня познакомил писатель, историк Дмитрий Фост, занимающийся судьбами поколения Победителей.
Низковолос Иван Яковлевич, 1914 г. рождения, образование среднее, Герой войны, исключен из КПСС за сокрытие связей с родственниками в Америке.
Писал в ЦК КПСС: «Если в начале 1941 года была только частичная измена, то теперь, после обещанного во время войны рая, вряд ли еще найдутся такие, которые этому поверят и не дадут себя больше обмануть. Даже тупоголовые царские правители старались поддержать авторитет и цену своих наград в народе».
Федотов Константин Иванович, 1908 г. рождения, участник войны.
Направил письма в «Челябинский рабочий», «Правду», в которых описывал свое тяжелое материальное положение, просил помощи и осуждал коллективную форму хозяйства в СССР, ссылаясь на общее мнение.
Потеряев Евгений Александрович, 1903 г. рождения, русский, образование высшее: «Тысячи рабочих мрут от желудочных болезней, туберкулеза и других.
Виновник за смерть тысяч людей – Сталин, который объявил новостройки, не подготовив базу для них. Поэтому мы, рабочие, считаем его «врагом народа» и требуем привлечь его к суровой ответственности. Компартия с первых лет своего существования основывала свою работу на лжи и обмане».
Интересно, останься они в живых, попросили бы все эти люди организацию товарища Долгих установить стенды, информирующие о военных заслугах Сталина?
А если еще спросить мнение у родственников тех вернувшихся с войны инвалидов, от которых сталинский режим вычищал улицы советских городов? В 1954 году министр внутренних дел докладывал Хрущеву, что с 1949 года (видимо, тогда это было подарком Сталину к его 70-летию) задержаны и «изолированы от общества» примерно полмиллиона инвалидов, в основном – ампутантов, оставшихся без рук и без ног.
Их как бешеных собак ловили по дворам, закоулкам, вокзалам и свозили (порой сваливая в товарные вагоны) в отдаленные места на Север, чтобы не портили картину счастливой советской жизни.
Взять бы ветеранской организации на себя не развешивание плакатов, а поиск захоронений этих несчастных фронтовиков, сведения о которых хранятся за семью печатями, где-то в архивах.
А еще завести у себя библиотечку книг о войне, где рядом стояли бы писатели-фронтовики Астафьев, Бакланов, Быков, Васильев, Владимов, Гроссман, Кондратьев, Окуджава, Некрасов, Солженицын...
Чтобы молодежь, да и сами ветераны смогли прочесть хотя бы это: «Жуков и Сталин сожгли в огне войны русский народ и Россию, вот с этого тяжелого обвинения надо начинать разговор о войне, тогда и будет правда. Но нам до нее не дожить. Сил наших, ума нашего и мужества не хватит говорить о трагедии нашего народа, в том числе о войне всю правду, а если не всю, то хотя бы главную ее часть» (Виктор Астафьев).
Это был бы реальный вклад и в ветеранское движение, и в дело борьбы с фальсификациями военной истории...
Комментарии