В победу над коррупцией веры мало

На модерации Отложенный

Треть россиян не видит реальных результатов государственной борьбы с коррупцией. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Согласно данным социологов, большинство граждан считают самыми коррумпированными сферами ГИБДД (32%), полицию, медицину (21%), судебную систему (20%) и ЖКХ (19%). Всего в окончательную победу над коррупцией с помощью политической воли верховного руководства верят 40% опрошенных, тогда как 55% не сомневаются в вероятности ее искоренения.

"За последнее время мы видим достаточно интересную тенденцию: некоторое снижение распространенности коррупции в обществе в целом и "в нашем населенном пункте" по мнению граждан", - отмечает председатель правления Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Константин Абрамов. Он приводит данные последнего исследования об уровне восприятия коррупции, согласно которому, 70% опрошенных граждан полагают, что коррупция распространена во всем обществе. В свою очередь 56% считают коррупцию своеобразным жизненным атрибутом в своем населенном пункте.

При этом жители мегаполисов, поясняет социолог, "сильнее" ощущают коррумпированность местных властей, нежели жители небольших городов и сел. "Жители мегаполисов более критичны, жители мегаполисов считают, что коррупция должна быть так или иначе побеждена", - комментирует Абрамов. По его словам, наибольшее число фаталистов, не верящих в окончательную победу над коррупцией, - в крупных городах и среди сторонников непарламентских партий.

Положительно антикоррупционную политику властей оценивают 48% опрошенных специалистами ВЦИОМ. Во многом на это повлияли громкие аресты губернаторов республики Коми и Сахалинской области, о которых, по данным социологов, осведомлено большинство россиян.

Антирейтинг самых коррумпированных, по мнению граждан, сфер отражает бытовые интересы россиян, подчеркивает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. "Когда граждан спрашивают про коррупцию, они отвечают про ГИБДД, ЖКХ и другие сферы, с которыми они сталкиваются ежедневно, - поясняет она. - Естественно, они не сталкиваются с коррупцией в высших эшелонах власти, поэтому не будут говорить о ней в первую очередь. Но будут говорить о своих каких-то бытовых проблемах". Юрист также отметила, что в Фонде не доверяют опросам ВЦИОМ, считая их результаты некорректными.

Информация социологов свидетельствует не просто о восприятии россиянами коррупционных процессов, а об их личном участии в преступлениях. Такой точки зрения придерживается председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она убеждена, что законодатели должны заняться выработкой соответствующей профилактики. "Когда мы рассматриваем колоссальный рост ДТП со смертельным исходом, это следствие того, что возможность откупиться при нарушении правил дорожного движения остается очень высокой. Для нас это сигналы к тому, чтобы начать более глубоко анализировать", - полагает парламентарий.

По ее данным, за первую половину текущего года выявлено более 20 тыс. коррупционных преступлений. По ним осуждены в том числе 6 руководителей и 32 следователя МВД, 11 прокуроров, 2 судьи и по одному сотруднику ФСБ и ФСКН, констатирует Яровая. Фигурируют в ее списке также пойманные на коррупции главы органов местного самоуправления (201) и члены избирательных комиссий (45).

Как и с бытовыми преступлениями бороться можно, заявляет депутат и призывает исключить человеческий фактор из потенциально коррумпированных сфер. В случае ГИБДД - с помощью расширения автоматической видеофиксации и возврата к нулевому промилле для водителей.

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов усматривает более внушительный корень коррупции - в социальном неравенстве. "Те люди, которые занимают примерно одинаковое общественное положение, и те люди, которые распоряжаются примерно одинаковыми ресурсами, должны иметь примерно одинаковое обеспечение. Ненормальная ситуация, когда владелец пяти овощных ларьков в Москве имеет легальных доход больше, чем легальный доход главы администрации, на территории которого эти ларьки расположены. Это объективно неправильно", - иллюстрирует свои доводы депутат.

Более обширный, культурно-философский пласт в природе коррупции отмечает член фракции ЛДПР нижней палаты парламента Михаил Дегтярев. По его словам, все дело в системе ценностей общества потребления. Дегтярев призывает отказаться от "западной модели" и приводит в пример недавний инцидент с аварией на Крымском мосту столицы 18-летнего водителя "Феррари". "Зачем все люди берут деньги, участвуют в серых схемах? Очевидно, что им все больше и больше хочется потреблять, - полагает он. - Когда будет нельзя разбивать "Феррари" и общество будет уходить от демонстративного потребления, тогда и коррупции будет меньше".

Еще одно препятствие на пути борьбы с коррупцией - нигилизм или гражданская инфантильность. Россияне воспринимают взятки как неизбежный атрибут системы, власти и предпринимательства, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Все говорят, что коррупцию победить невозможно, нечего с ней делать. Но начинаем говорить о проблемах ЖКХ, я задаю вопрос своим коллегам: "Кто последний раз был на собрании ТСЖ, когда деньги распределялись?" Именно на это рассчитываются криминальные схемы - на инфантильность общества. Зато потом все начинают кричать "украли деньги". Но почему же никто не контролирует?" - негодует Кабанов.

Критически к данным опроса ВЦИОМ отнесся депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, коррупция настолько широко распространена в государственных структурах, что отдельными громкими процессами ее не изменить. "Наскоками и отдельными громкими делами - типа Хорошавина и Гайзера - эту проблему не решить. Здесь должна быть жесткая плановая постоянная работа правоохранительных органов, СМИ, общественных институтов и так далее", - отмечает депутат.

Любовь Соболь из Фонда борьбы с коррупцией также уверена, что антикоррупционная политика в стране реализуется точечно и несистемно. Она приводит данные социологического опроса ФБК от ноября 2014 года, которые свидетельствуют: борьба со взятками людей заботит гораздо больше, чем геополитические вопросы. "87% людей тогда выступали за введение уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников, и считали, что коррупция является одной из главных проблем российского общества. Никаких улучшений борьбы с коррупцией эти люди в своей жизни и вокруг себя не видели", - констатировала Соболь.

Денис Гольдман