Великопостное искушение

На модерации Отложенный

О Кларе Цеткин и протодиаконе Андрее Кураеве …

Все знают: не бывает поста без искушений. Часто они приходят неожиданно, но у нас есть еще искушения ежегодные, так сказать, «плановые», - в виде государственных праздников. Грядущий Международный женский день 8 марта - тому пример. Чаще всего он выпадает на дни поста. Кто-то скажет, что праздник этот «духовно нейтрален», как, например, светский Новый год или День конституции. Но это не так даже теоретически

Духовность сама по себе не бывает нейтральна. Если мы в этом ключе рассматриваем события истории, то не можем признать нейтральность вопроса о женском равноправии, нейтральность Клары Цеткин и, тем более, нейтральность того факта, что Международный женский день совпадает с кануном праздника Обретения честной главы святого Иоанна Предтечи. Мы не можем не помнить обстоятельств и причин отсечения этой главы. Такое совпадение говорит о том, что одно торжество духовно противопоставлено другому.

К слову сказать, в России женский праздник отмечают 8 марта потому, что в последнее воскресенье февраля 1917 года (23 числа по старому стилю, а по новому - 8 марта) в стране прошли женские демонстрации. Лозунги выглядели следующим образом: «Хлеба и мира». Отрекшийся через несколько дней Император не успел стать им полезным в этом отношении, зато очень скоро эти женщины смогли по достоинству оценить саму возможность выступления с какими-либо требованиями. А тем временем требовать было уже не у кого, да и нечего.

Кто-то опять-таки скажет о простом совпадении, о том, что 8 марта давно уже у нас превратилось просто в женский праздник, и никакого особого смысла, кроме выражения внимания и благодарности к слабой и лучшей половине человечества, никто в это событие уже не вкладывается. Когда так говорит человек, далекий от Церкви, его можно понять. Но когда так заявляет, к примеру, священнослужитель, с пониманием получается туговато.

Кстати, к вопросу о женском равноправии. На Западе 8 марта празднуют не так широко, как у нас, можно сказать, вообще не празднуют. Но дикая идея о равнозначности полов, о равноправии, так сказать, молота и наковальни, топора и пилы, о взаимозаменяемости функций двух разных естеств, получила свое блестящее завершение, являя собой апофеоз еретической вакханалии греха, смерти и циничного идиотизма (имеется в виду лесбийский епископат). Не знаю, в епархии какого епископа находится сейчас остров Лесбос, но пусть простит меня владыка, что вынужден я так выражаться. Одному из самых злобных существ женского рода, когда-либо живших на планете, беззаконной Иродиаде, этому совершенному инструменту в руках дьявола, никогда, ни в каком бредовом сне, не могла присниться архиерейша-лесбиянка. Надо отдать должное врагу рода человеческого: он совершенствует свои инструменты. Таким образом, мы добрались до конца цепочки рассуждений, где находим истинного вдохновителя идей о женском равноправии, и в его же лице - массовика-затейника праздника весны с его мимозой и прочей «безобидной» мишурой.

У нас есть еще один «духовно нейтральный» праздник - Новый год. Эта тема уже обсуждалась на «Русской линии» в канун наступившего года. Мы получили громогласный протодиаконский отклик, а лучше сказать - окрик с высоты олимпа столичного богословия. Глубокое возмущение отца Андрея Кураева вызвала моя статья «Это Новый год без Христа». Мысль о том, что нет Христа за новогодним столом с 31 декабря на 1 января по новому стилю по той причине, что Христос еще не родился, показалась профессору горделивой, вопиюще невежественной и чуть ли не еретической.

Последовал диагноз - автор статьи - безграмотный «младостарец».

Причем фраза «Христос еще не родился» была понята отцом протодиаконом нарочито буквально. Как будто язык метафоры ему не знаком. Не затрагивая существа вопроса, отец Андрей вырвал цитату из контекста, подменил предмет обсуждаемой темы, сместил смысловые акценты и принялся гвоздить автора своей профессорской дубиной направо и налево, норовя иной раз заехать ниже пояса.

А ведь предмет простейший. Факт рождения Спасителя по плоти определил точку отсчета для исчисления лет новой эры. Всякий новый год, в нашем случае, 2010-й, для православных людей, живущих по действующему церковному календарю, может наступать никак не раньше Рождества Христова. Светский это новый год или церковный - не важно. Точкой отсчета для нас всегда был и всегда будет родившийся в мир Богомладенец. Не нужно быть профессором, чтобы понимать это. И отец Андрей, безусловно, это понимает.

Пойдем дальше. Вспомним о том, что мы говорили в отношении «нейтральности» некоторых государственных праздников. Новый год в этом смысле нисколько не лучше 8 марта. Достаточно вспомнить декрет Совнаркома о введении в гражданский обиход нового календаря. Уже одно то, что реформу проводили большевики, должно настораживать. Они знали, чего хотели, и добивались конкретных результатов. Результат - возникшая разница церковного и гражданского календарей - породила желаемую путаницу, и Христос как начало и причина летоисчисления новой эры был выведен, так сказать, за скобки. Цели и задачи у большевиков были богоборческие. Ни для кого не секрет, что они гнали Христа везде, где только могли. Они добились того, что и по сию пору далеко не каждый взрослый и грамотный человек может ответить на вопрос - а почему у нас сейчас 2010-й, а не 5500 такой-то сякой-то год? Точка отсчета выпала из сознания - Христос не нужен. Таким образом, светский новый год в нашей стране получается без осознания факта рождения Богомладенца как точки отсчета. А, по духовным законам, свято место пусто не бывает. И опять на конце цепочки рассуждений мы встречаемся с теми, кто хочет изгнать Спасителя из этого мира для того, конечно, чтобы занять Его место. Вот такая получается «нейтральная духовность».

Этого ли не приемлет отец Андрей? Странно было бы предположить такое. Хотя... после его заявлений о природе Благодатного Огня и других, более чем пикантных его высказываний, все, к сожалению, можно предположить. Касаясь вопроса о календарном стиле, мы ясно осознаем: невозможно человеческому уму создать календарь, который отвечал бы всем необходимым требованиям.

Ум этот бедный наш человеческий метется во мраке, бросаясь от одной неправильности к другой. И в этой темноте Милосердный Господь не хочет оставить нас беспомощными слепцами. Маяком спасения служит нам Небесный Огонь Святого Гроба. Светит он абсолютно всем. Каждый может последовать ему и не блуждать во тьме неведения. Но, как это водится, многим угоднее оставаться во марке, а иные в безумии своем тщатся даже и погасить сей Благодатный светоч. Печально. Лучше не учиться вовсе и не знать ничего, чем, будучи во всеоружии высокого ума, посягать на великую святыню и в силу своего высокого положения служить соблазном для многих. От души надеюсь, что отец Андрей способен еще вернуться оттуда, куда он ушел.