Дискредитация морального фактора
На модерации
Отложенный
Результаты российского участия в состоявшихся олимпийских играх являются одним из беспощадных симптомов того состояния (в том числе и морального), в котором находится наша страна. Аморфный казённый патриотизм, некогда на скорую руку состряпанный официальным агитпропом вместо полновесной национальной идеи, показал свою относительную действенность только в условиях разного рода празднеств, когда нужно «занять» народ, «канализировать» его возбуждённую психику в заданном направлении. Речёвки, «слоганы», майки и флажки-триколоры – весь этот инструментарий имеет смысл только в тех случаях, когда от народа требуется декларация или подтверждение тех или иных намерений (например, намерения победить в олимпийских играх), т.е., как правило, на предварительных этапах того или иного, скажем так, начинания. Когда начинание входит в стадию осуществления, становятся востребованными иные, часто противоположные качества, а именно – профессионализм в данном деле, полноценная материальная сторона, многое иное…
Фактор патриотизма, подвергнутый за прошедшие годы явной и подспудной дискредитации, является одним из самых действенных в нормальном обществе, поскольку стимулирует в людях возвышенные мотивации, которые, в свою очередь, выводят тот или иной процесс на уровень высокодуховного поступка. Если конкретизировать, то это может выглядеть так: советские спортсмены, получавшие за свой труд вознаграждение, несопоставимое с соответствующим вознаграждением их зарубежных коллег, тем не менее, одерживали великие спортивные победы, будучи ведомыми чувством принадлежности к великому государству и великому многонациональному советскому народу. И те почести и поистине всенародная любовь, которыми их встречали на родине благодарные соотечественники, наполняли их жизнь и труд высоким духовным смыслом, перед которым материальный фактор отступал на задний план как второстепенный.
Сегодня материальный стимул является едва ли не главным во всех сферах жизни (что бы ни говорилось на официальном уровне). Люди публичных профессий (к которым принадлежат и спортсмены) чаще всего пребывают в стабильном достатке.
Моральный кризис общества, напоминать о котором сегодня, в условиях действующего экономического кризиса, считается как бы не совсем приличным, действует на всём российском социальном пространстве, в том числе и в спортивной среде, и к тому же постоянно подогревается действительным положением дел. Если в олимпийскую делегацию не сочли нужным включить тренера российских фигуристов, но зато включили сомнительных посторонних лиц (сомнения в целесообразности пребывания коих в Ванкувере высказывают сейчас даже федеральные телеканалы), то какого морального состояния, какого патриотизма ждать от спортсменов?..
Большой общественный резонанс произвело так называемое «дело Евсюкова», которое также представляет собой один из беспощадных симптомов нашего государственного нездоровья. Правоохранительная система является одной из краеугольных составляющих любого государства, независимо от политического строя и экономического состояния. Собственно, она является одним из признаков государства. Конечно, в мире мало совершенного, а особенно мало такового в нашей стране после длительного периода деятельности «реформаторов», но, то, что составляет суть «дела Евсюкова», ставит под сомнение саму идею правоохранительных органов. Как и в случае с провалом на олимпийский играх, дискредитация морального фактора в обществе (в том числе и в системе, призванной охранять общество) оборачивается уродливым вырождением. Но если в первом случае это вырождение влечёт за собой национальное унижение (которое невозможно ни замолчать, ни заболтать), то во втором случае оно влечёт за собой, ни много ни мало, человеческие жертвы и подрывает и без того скудное доверие граждан к своему государству.
Необходимо наводить порядок в стране. Не так важно, под каким лозунгом начнётся этот процесс, будет он называться «модернизацией» или как-то иначе. Но для этого придётся чистить «авгиевы конюшни», которые не чистились фактически все постсоветские два десятилетия, если считать от «путча» 1991 года. Готова ли к этому власть? Если да – то народ поймёт и поддержит.
Комментарии