«Единая Россия» отказывается на Алтае от русского?

На модерации Отложенный

Предвыборная кампания в Госсобрание Республики Алтай преподнесла невероятный сюрприз, заставляющий вспомнить о позорных временах «парада суверенитетов». Один из лидеров списка «Справедливой России» Наталья Екеева вызвала на дебаты Ивана Белекова – спикера Госсобрания РА, который также является лидером «Единой России» в Горном Алтае. Белеков участвовать в дебатах согласился, но с одной оговоркой: «если дебаты будут вестись на алтайском языке», передает ИА «Атмосфера». Ответ Екеевой не заставил себя долго ждать. «Я рада, что у единоросса Ивана Белекова хватило мужества согласиться на дебаты, но его заявление по меньшей мере странно. Алтайский язык хоть и является, наряду с русским, государственным языком в Республике Алтай, но здесь им владеет только 31% населения. А русским владеют все», – говорится в ее заявлении на сайте «Справедливой России».

Если вдуматься, то произошел вопиющий случай. На территории субъекта Российской Федерации от дебатов на русском языке уклоняется ни больше, ни меньше сам спикер регионального Госсобрания. В чем же дело? Скрывается ли за этим неуверенность в собственных силах, желание продемонстрировать знание алтайского языка, или же в Республике появился призрак сепаратизма начала 90-х?

Все мы помним, как региональный «парад суверенитетов» раскачал в свое время сначала Советский Союз. Затем инерция от распада СССР чуть было не перекинулась на Россию, и потом от центральной власти потребовались колоссальные усилия для того, чтобы угомонить «сепаратистского джинна».

Казалось бы, 90-е годы остались в далеком прошлом, и вот, пожалуйста, получаем языковый инцидент на исходе 2000-х. Может быть, Белеков не просчитал всех последствий своего требования, хотя кто, как не представитель власти, должен взвешивать каждое свое слово? Как бы то ни было, а скандал уже выплеснулся на страницы СМИ, и, значит, стал достоянием широкой общественности.

Вот так вот, на пустом месте, все мы получили совершенно ненужную и неприятную тему для обсуждения. С другой стороны, и замалчивать случившееся никак нельзя.

Свою оценку произошедшего дает генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин:

– Тут смешались две темы: одна – очень крупная и серьезная, другая – локальная, чисто политтехнологическая. Все мы понимаем, что на выборах прибегают к различного рода трюкам для того, чтобы обратить на себя внимание, создать информационное событие, как говорят, распиариться. Но эта часть события малоинтересна.

Гораздо более серьезна обстановка в самом Горном Алтае, что на границе с Китаем. Небольшой по численности, но древний народ со своей культурой, языком, памятью предков, конечно, желает все это сохранить, и находится в ситуации сложного выбора. В 90-е годы этот выбор качнулся в сторону автономизации. Тогда появилась Республика Горный Алтай, начали выдавливаться с территории элементы русской цивилизации, российского присутствия. Но очень быстро стало понятно, что если выдавить эти элементы, то, не спросив народ и эту территорию, ее просто поглотит, не заметив, соседний Китай. Там рассматривался вопрос о прокладке автомобильной дороги – для того, чтобы связать Россию и Китай. И это – как открытая лазейка: как только ее откроешь, то от культуры, языка, инфраструктуры, от институтов алтайского народа, его веры и жизни ничего не останется.

Как и везде, в регионе есть свои националисты, думающие больше о себе, чем о народе и его судьбе. Объективно, конечно, Российская империя, Советский Союз, а теперь Российская Федерация – не колонизатор, а защитник культур и памяти народов, которые связали свою судьбу с Россией.

Так что, если смотреть с исторической точки зрения, Иван Белеков допустил большую ошибку.