Бег с препятствиями. Опыт движения школьников 90-х

На модерации Отложенный

 

        Вниманию читателя предоставляется статья Галаховой В.И ,опубликованная в журнале "Народное образование ", 1998,№10. Статья, обобщая 5 летний опыт работы автора(1993-1998 г.г.),обосновывает необходимость создания общероссийского движения школьников и молодежи на основе твердой идеологической позиции и призывает всех работающих с молодежью отказаться от политического лукавства в ее воспитании. Ибо , как бы политики не относились к наследию марксизма-ленинизма не признавать, что "государство сильно сознательностью масс " они не могут.

       Статья называлась "Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства:проблемы и решения.

      Однако, с момента написания статьи нам понадобилось 17 лет,чтобы под натиском уже тогда , много лет назад, обозначившихся проблем молодежной среды прийти к необходимости создания общероссийской детско-юношеской организации для их решения .
.      А сколько еще должно пройти времени , чтобы наконец отказаться от лукавства?
И как долго мы будем делать вид , что не понимаем, что миром управляют идеи, которые овладели людьми?
      Не пора ли уже перестать за трескучими фразами о Духовности и отрицании идеологии наводить тень на плетень?
Ведь Духовность-это совокупность идей, бытующих в обществе, где одна всегда играет ведущую роль .В религиозных государствах-это идея исповедуемой веры,в светских- любая другая:капитализма, социализма, национализма и др.

      Итак , о чем же писала Галахова в своей статье, обращенной к учительству в широком смысле этого слова? Читаем.

    ..Если спросить любого взрослого: во имя чего он живет, он не задумываясь, ответит: " Во имя детей ". Если спросить политика любого ранга: " Во имя чего он старается", тот, не задумываясь, ответит " Во имя Будущего ..."

      А между тем, это будущее, чье имя, как заклинание твердят все: от родителя до политика, прозябает в грязных подъездах,тусуется в сомнительных компаниях, удовлетворяет так свойственную молодости потребность в героическом в грабежах и насилии, само становится их, жертвой, садится на иглу, впадает в пропасть пьянства или кончает собой.

      Известный польский писатель Станислав Ежи Лец однажды усмехнулся в отношении СССР, заметив " быстрый рост бюрократизма в стране, покончившей с неграмотностью ".

      Сегодня, перефразировав известного сатирика, без всякой усмешки, с изрядной долей сарказма можно говорить о быстром росте детской преступности в стране, покончившей с "коммунистическим воспитанием ". Покончившей с воспитанием вообще.

      Слепая вера во всесилие образования, в развитый интеллект, без развитой эмоциональной сферы, без педагогического влияния на растущий Дух у значительной части, даже учительского корпуса (я имею в виду тех, кто желает только преподавать свой предмет) есть та ошибка, о которой говорят, что она даже больше, чем ошибка, она - преступление.

       Поясню свою мысль на примере.

Трескучей холодной зимой 1920 года, в Москве, в Вольной Академии духовной культуры шла лекция тогда еще молодого и малоизвестного Николая Бердяева.

«Смысл революции» - говорил он той зимой в своих лекциях студентам, - «есть внутренний апокалипсис истории.

Апокалипсис, не есть только откровение о конце мира, о Страшном суде.

Апокалипсис - есть также откровение о всегдашней близости конца внутри самой истории.. . обличение неудачи истории".

" В нашем мире, - продолжал преподаватель, - оказывается невозможным непрерывное, поступательное развитие.

В нем всегда накопляется много зла, много ядов, в нем всегда происходят и процессы разложения.

Слишком часто бывает так, что в обществе не находится положительных, творческих возрождающих сил. И тогда неизбежен суд над обществом, тогда на небесах постановляется неизбежность революции.

Суд Смысла над бессмыслицей, действие Промысла во тьме».

     Это не научное объяснение. Религиозное историософическое.
Но значит ли это, что мы не можем его принять, а, приняв,
задуматься: чему сегодня хочет научить людей Божественное
Провидение, ведь из Библии известно, что главным
педагогическим средством обучения людей нравственному
поведению является именно гнев Бога и следующее за ним
наказание.

      Нам необходимо задуматься в чем внутренний смысл череды революций в России: буржуазно - демократической, социалистической и сменившей ее " Великой Криминальной ", потому что удивительно, предупреждающе созвучна мысль Бердяева о предопределенности Апокалипсиса для общества, в котором не осталось положительных, возрождающих сил, с мыслями нашего современника, известного психиатра М.И. Буя нова.

" Всякий раз " - пишет он, когда я размышляю о том, почему тот или иной подросток превращается в наркомана, пьяницу, хулигана, я вижу, что в окружении этого молодого человека не было лиц с социально- положительными установками".

      Сегодня в России 10 млн. только официально зарегистрированных наркоманов в возрасте от 14 до 35 лет, десятки тысяч беспризорных, около 3-х миллионов ребят 12- 16 лет, оторвавшихся от школы, подверженных моральному разложению и хулиганизации. Далека от благополучия и школьная молодежь.

      Разве все это не свидетельства стремительного накопления в обществе злых ядов, бурно происходящего процесса разложения, а значит и близости очередного революционного взрыва в России или . . . бунта " бессмысленного и беспощадного".

      Можно ли было предвидеть нынешнюю ситуацию, тогда, в восторженном 1991 году?

      Да. Можно.

      И уже в первые годы реформ (1992-1994 гг.) передовая общественность России, среди которой были видные педагоги: академик Лисовский, профессора Вульфов, Щуркова, Караковский предупреждали общество о том, что переворот в социально -экономическом укладе, сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания, что примитивизация сознания ведет к жестокости поведения, что агрессивность становится типичной чертой Российского общества и, что за серьезную деформацию ценностных ориентаций молодежи рано или поздно прийдется расплачиваться.

".... учителя, интеллигенция - всё общество, должно выразить
протест против нравственного растления молодежи, против воспитания космополитов" - взывал академик Вл. Лисовский.

       Но, увы, голоса одиночек, как в столице, так и повсюду: в
городах и весях, захлопывались воинственно - настроенным
большинством, с увлечением, вытравливающим из сознания
Прошлое, забывая при этом, что не бывает тени без света, что
суть жизни и в единстве противоположностей, а не только в их
борьбе.

      И труднее всего было понять в этой ситуации позицию значительной части российского учительства, с восторгом отрекшегося от коммунистической идеологии и провозгласившего курс на гуманизацию и гуманитаризацию постсоветской школы, как будто коммунистическая идеология не вызрела из тех самых гуманистических ценностей европейских цивилизаций: от взглядов Демокрита, Аристотеля и Платона, закона Моисея, заповедей Христа, духовной диктатуры Средневековья, гуманистических воззрений эпохи Возрождения, идей французского Просветительства, изысканной логики немецкой классической философии до критически - утопического социализма Сен - Симона, Фурье и Оуэна, и фундаментальных трудов Маркса, Энгельса, Ленина,

     Чего здесь было больше: дилетантства, лицемерия или гражданской инфантильности сейчас трудно сказать, но факт остается фактом - российское учительство, в значительной своей части, безропотно, а где-то и с готовностью разрушило исторически сложившийся статус русской школы, как просветительского учреждения, школы духовной и нравственной культуры, заменив его статусом ни к чему не обязывающим образовательным, как бы узаконив тем самым, превращение учителя в урокодателя, не обремененного заботами " просвещать неразумных", т.е. воспитывать.

      Согласитесь, что термины "образование" и "просвещение" далеко не идентичны.

       К сожалению, в трудный для Судьбы России исторический момент учительство в значительной его части, оказалось не готовым взять на себя бремя ответственности за судьбу будущих поколений, и передало ее на откуп растерянной, распадающейся семье, оголтелым СМИ и, не пользующейся авторитетом церкви.

     Учительству, в огромном его большинстве не достало гражданского мужества в противовес стихийному бедствию негативизма проводить в жизнь разумную школьную политику в полном соответствии со своим гуманистическим призванием.

     Увы! Большая часть учительского корпуса, подобно обычному, малосведущему обывателю прошла весь путь восторгов и унижений: от сотворения кумира, до готовности бросать в него с ненавистью камни.

      Проповедуя индивидуальность, учитель, в принципе, остался массовым человеком - человеком толпы, как это не грустно сознавать. И сам, этот факт, подталкивает к размышлению о том, что как бы ни были хороши сегодня все предлагаемые методики по оздоровлению молодежной среды неизбежно встанет вопрос кто, конкретно, будет их осуществлять. И учительство, признав и за собой часть вины за нынешнее состояние молодежи, обязано явить обществу примеры гражданского поведения и педагогического мастерства.

    Когда разрушены все маяки - ориентиры то, по моему мнению,

"Средь мрака бытия

должна гореть свеча,

зажженная учительской рукой.."

    Другой вопрос: какой путь будет освещен этой свечой? Какие будут указаны ориентиры? Какая определена Цель?

     А цель, как известно, формируетсяв зависимости от генеральной идеи.

Значит, на первый план выходит проблема идеологического обеспечения педагогических подходов к воспитанию школьников в новых исторических условиях.

Проект "Добрая воля", разработанный еще в 1995 году предлагает обществу философскую концепцию воспитания, в основе которой - идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру.

      Эта идеология, получившая  авторский термин " идеологии доброго воления" находит свое практическое выражение в Морали Человеческого Достоинства и сформулирована в 5 - ти пунктах " Кодекса Чести ",

       Назначение человека, но моему мнению, как автора проекта "Добрая воля" состоит в том, чтобы следовать голосу своего Достоинства. В этом слове, я считаю возможным, объеденить то, чего требует от нас императив нравственного Долга.

        И мне было приятно открыть, что во многом мои мысли, относительно морали Человеческого Достоинства сближаются со взглядами русских философов Вл. Соловьева, Вл. Хвостова, а также одного из видных авторитетов в вопросах этики французского академика Эмиля Фагэ. Между нами лежит целый век, но, возможно, мой интуитивный самостоятельный приход к этой идее - есть свидетельство того, что пришло ее время, время ее осуществления.

       Я также считаю, что мораль Достоинства или Чести (по выражению Э.Фагэ) "...стоит очень близко к морали категорического императива, защищаемой Кантом, но, прибавляя к этому императиву мотив достоинства, она обращает мораль Канта из императивной в убеждающую". (Вл. Хвостов)

       Долг - есть гипостазированная Честь - утверждает Фагэ.

Достоинство или Честь, есть то, что нас возвышает над всем окружающим миром и что заставляет нас постоянно стремиться не к соблюдению общего уровня (как все), но к поднятию над ним.

        Критики идеологии Коммунизма, справедливо видели в ней опасность нивелирования личности. Философия же морали Человеческого Достоинства эту опасность устраняет т.к. акцентирует внимание на самоценности каждой личности. Благодаря ей возникает гармония между личностью и обществом, а не равновесие.

В данном варианте их соотношения никто никому не служит, но рождается великое служение друг другу. В результате выигрывает Человечество.

        Философия Достоинства или Чести удерживает Человека в ранге Человека.

Именно, защищаемая мною философская концепция воспитания, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, не допускает нивелировки личности в отличие не только от коммунистической идеологии, но противостоит и идеологии буржуазной, которая, как показывает реальность, тоже приводит личность к утрате индивидуальности, превращая ее в итоге в массового человека, человека толпы.

        Интересна в этом плане работа испанского философа X. Ортега - и Гассета " Восстание масс ".

       Мысль философа сводится к следующему.

Буржуазная идеология, как известно, стоит на страже эгоистических устремлений личности: мир существует для меня любимого. Так вот, по мысли Ортега - и Гассета, если вычленить из "эго" личности социальный компонент, то остаются только инстинкты:

- пищевой

- половой

- агрессивно - оборонительный

т.е. личность опускается до уровня животного, а все общество оскотинивается, превращаясь в стадо, в безликую толпу.

Следовательно, считает философ, игнорирование социальных обязательств личности, ведет к утрате этой самой личностью, ее индивидуальной самобытности, собственного лица.

      И невольно, по ассоциации возникает вопрос: " Не об этом ли предупреждал людей еще в XVIII веке деятель французского Просвещения барон де Монтескье на примере истории утопического народа троглодитов?"

Гибнет, лишенное социальных добродетелей, начал справедливости и правосудия, государство злых троглодитов в результате раздирающих его противоречий.

Но деградирует и приходит в упадок и общество троглодитов добродетельных, чуждых эгоизма и духа собственности тесно связанных узами общественной солидарности, как только начинает зарождаться, а затем и процветать в их душах тщеславие и корыстолюбие.

      И в своем сочинении "О Духе законов", кстати сказать, мудрый Монтескье уже обратил внимание общества на принцип Чести, как руководящий принцип благополучного существования государства.

"Природа Чести, - писал он, - требует предпочтений и отличий. Таким образом, Честь по самой своей природе находит себе место в этом образе правления.

Честь приводит в движение все части политическогоорганизма и самим действием своим, она связывает их, и, каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общему благу". И, если вспомнить, уже упоминаемое здесь утверждение Фагэ, что "Долг - есть гипостазированная честь», то, продолжая устами Монтескье можно констатировать: «...И разве этого мало - обязывать людей выполнять все трудные и требующие больших усилий дела, не имея при этом в виду другого вознаграждения, кроме производимого этими делами шума".

Иными словами, Мораль Человеческого Достоинства стоит по ту сторону идеологий коммунизма, и капитализма т.к. она выше этих противоположностей и основывается на принципах отличных от тех что приводят к фетишизации обеих.

      Предлагаемая проектом " Добрая воля " для подрастающего поколения благородная идея вовлеченности в процесс общечеловеческого служения Добру, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, может быть воспринята, на мойвзгляд, сегодня педагогической практикой в качестве альтернативы дискредитированного в глазах общества " Морального кодекса строителя коммунизма " и стать основным постулатом нового подхода к воспитанию в постсоветской школе.

       Решение задачи ясных, понятных детям идейных ориентиров не терпит более отлагательства, ибо уже дают о себе знать годы деидеологизации школы, выпустившей в жизнь целое поколение молодых людей "без царя в голове", а игнорирование воспитательных функций школы в постсоветское десятилетие, вывело, как известно, молодежные проблемы в ряд проблем, связанных с национальной безопасностью государства.

        Известно, что любая идеология вырабатывает собственную мораль, а мораль выражается в своде правил, заповедей или законов.

       Пять пунктов "Кодекса Чести", предлагаемые проектом "Добрая воля" являют собой маячки - указатели по формированию в детях планетарного мышления и нравственного поведения, как условий выживания человечества в XXI веке. Ведь прогнозы Римского клуба Аурелио Печчеи далеко не утешительны. На земном шаре уже сегодня проживает 6 млр. человек, вместо 600 млн., как оптимума для планеты Земля, к 2030 году цифра эта, по существующим прогнозам, удвоится и составит 12 млрд. И поколение нынешних школьников и будет частью этой перенаселенной планеты, раздираемой, помимо проблемы перенаселения, (на фоне вымирания белой расы и демографического взрыва черной и желтой рас), еще целым комплексом проблем, обозначенных Римским Клубом.

        Это и опасность термоядерной катастрофы и проблемы экологии, связанные с загрязнением атмосферы и мирового океана, и различие в условиях жизни между бедными и. богатыми странами, и обеспечение энергетическими ресурсами, сырьем и продовольствием, а также весь круг проблем здравоохранения, образования, культуры и других социальных вопросов.

         Ориентиры, обозначенные "Кодексом Чести" запоминаются школьниками легко, благодаря ключевым словам, выстроенным: в смысловую цепочку. Их пять: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.

         Первое слово " имей". И дети, запоминая, отталкиваются от него:

" Если человек что - то имеет, то он об этом помнит.

Если человек что-то имеет, о чем помнит, - он это хранит.

Если человек что - то имеет, о чем помнит и хранит, значит, он

это почитает.

Если человек что - то имеет, о чем помнит, что хранит и

почитает, то он это совершенствует".

         Таким образом " Кодекс Чести" остается в памяти как:

1.ИМЕЙ ЧЕСТЬ.

2.ПОМНИ О ДОЛГЕ перед Родиной, людьми, родителями и
собой.

3.ХРАНИ ВЕРНОСТЬ слову, делу которому служишь, товарищу
и себе.

4.ПОЧИТАЙ СВЯТЫНИ свои и чужие.

5.СОВЕРШЕНСТВУЙ СЕБЯ и окружающий мир.

       Если предположить, что уже сегодня учительство готово принять самое деятельное участие в оздоровлении ситуации, то какими должны быть методы и организационные формы позитивного влияния на нее?

        Проект " Добрая воля " предлагает развернуть широкое детское движение, в основе которого, лежит забытый сегодня метод эмоциональной педагогики - метод длительной массовой игры.

        Педагогическая ценность кратковременных игр общеизвестна давно, но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся годами и своими законами и правилами пронизывающие жизнь детей в течение всего дня.

       Длительная воспитывающая игра представляет собой разностороннее развертывание в психике детей названия игры и девиза. Чем интереснее, чем заманчивее для ребят название игры и девиз, ее условные правила и символы, тем легче она развертывается в разных направлениях.

       Надо заметить, что термин " длительная игра " не вполне удовлетворителен. В обычном представлении игра противопоставляется жизни, труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей праздничную, но не праздную. И если скаутское движение облеклось в форму длительной игры в юных рыцарей и юных разведчиков, а пионерское движение чаровало ребят " авангардом советских детей", то созданная в 1995году общественная организация детей и молодежи " Добрая воля " привлекательна возможностью, реализуя социально - полезные инстинкты и навыки ощутить социальную благодарность.

      И сегодня, как показывает опыт реализации Проекта, дети готовы, принять условия игры, и их, было бы гораздо больше, если бы не нежелание ими заниматься большинства очень занятых или излишне политизированных взрослых, у которых уже земля горит под ногами, а они все еще выясняют какого цвета брандсбойт у пожарных.

       Существование в рамках организации отвечает глубинному желанию каждого ребенка "быть вполне хорошим". И потому ему близок и понятен главный символ организации - графическое изображение сердца, увенчанного короной, наполовину заштрихованного, что означает: « Я - часть одного большого сердца, исполненного доброй волей ".

       Он принимает белую розу, как символ чистоты помыслов и поступков и готов отозваться на призыв " Спешите делать Добро!"

Что же еще делает детское движение притягательным для ребят?

      В чем его сила?

     Конечно, в его содержании, основанном на интересах, свойственных отроческому возрасту, и в его форме, отвечающей конкретному восприятию детей этого возраста. К числу такого рода интересов отроческого возраста относится интерес ко всему героическому. Телевидение, бульварная литература заменили зрелище героической яркой жизни зрелищами, насилия, убийства и грабежей.

       Школа же обслуживает этот интерес исключительно книжно, предлагая ребятам книги героического содержания, в лучшем случае спортивные состязания, а между тем, деятельная душа ребенка стремится к активному выявлению своей смелости находчивости и ... публичного признания.

       Да, есть клубы туристов, но там все туристы. Да, есть клуб авиамоделистов . . ., но там все делают модели. . . И в спортивной секции - одни спортсмены. . .

       Твой успех там - предмет гордости руководителя и цеховой ревности. А если ты все время второй, третий - никакой?

       Дух соперничества, не способен дать ощущение счастья и собственной значимости, рождающихся только в благодарном восторге сверстников - друзей по отряду, не умеющих делать это. Твоя победа добыта для них. И ты в их глазах - герой!

       Во все времена, школьные работники затрачивали много усилий на борьбу с хулиганством детей в школе.

       Во времена Помяловского их нещадно секли или ставили балл " 3 " за поведение и выгоняли из школы.

        В наше время в худшем случае от них стремятся избавиться через комиссию несовершеннолетних или терроризируют вызовами родителей в школу, в лучшем случае стараются заинтересовать кружком, мастерскими, секцией, что является, конечно, большим прогрессом, но что лишь в малой степени отвечает героическим устремлениям детской души.

        Детское движение, способное к оперативному использованию большого спектра организационных форм и методов может и должно преобразовать этот юношеский интерес к героическому в конкретные общественно - значимые поступки, возвышающие ребенка в глазах окружающих, придающие ему уверенность в собственной значимости.

        Общественной организацией детей и молодежи "Добрая воля " разработаны и запущены в действие следующие программы:

" Трудодень "

" Свободный гуманитарный университет"

" Агитпоезд "

«Третье плечо»

«Здравствуй, мир»!

         Программа " Трудодень " - это программа самовоспитания и саморазвития, подталкивающая ребенка к выработке привычки активного альтруизма.

        К сожалению, постсоветское общество вычеркнуло это слово из своего словаря, я имею в виду слово " альтруизм ". Не вычеркнуло только надежду на достойную старость среди достигших зрелости нынешних юных эгоистов и хулиганов, сотен тысяч беспризорных и миллионов слоняющихся без дела, оторвавшихся от школы детей.

        Программа подсказывает ребенку, какие конкретно шаги и в каком направлении он может сделать, чтобы заслужить одобрение окружающих и быть довольным самим собой.

        Расшифровывая каждую букву словосочетания " Добрая воля " ребенок понимает и смысл названия программы и ее подзаголовка "Добро - это труд души каждый день".

       Программа "Свободный гуманитарный университет" была задумана, исходя из потребности российского общества не только выправить деформации ценностного сознания молодежи, но и привлечь ее саму к участию в выработке, совместно с мировым сообществом, связного универсального сознания, к сотрудничеству в глубоком постижении судеб человеческого рода.

        Юность - это пора первых опытов, уже философского (пусть даже на уровне бытийного житейского опыта) осмысления себя, как личности и общества, куда эта личность погружена - ее самочувствие в этом сосуде и взаимодействие с ним.

        И, чрезвычайно важно, именно в этот период потребности в духовной пище, дать молодому человеку полноценное мудрое общение. Отсюда обращение к философии, ведь именно она в дословном переводе "любовь к мудрости", расширяющая границы сознания.

        Продолжая лучшие традиции общества "Знание" (ныне прекратившего свое существование) программа предлагает курсы популярных, доступных восприятию лекций для юношества по философии, эстетике, политологии и другим общественным дисциплинам.

         В рамках программы предусмотрена деятельность дискуссионного клуба "Истина", девизом которого является изречение И.Р.Бехера " Докажи мне, что я Истина, и я послужу тебе", а также организация ежегодных "Русских чтений" для старшеклассников - мероприятия, призванного объяснить подрастающему поколению трудный путь исканий Русского Духа, рассказать о вкладе России в развитие Цивилизации, напомнить выдающиеся имена, обратиться к исторической памяти, чувству национальной гордости и самоуважения.

         Успех Программы, превзошедший все ожидания, еще раз подтвердил мысль о том, что блеск эрудиции действует завораживающе на растущее сознание, а удовлетворенная потребность в диалоге с человеком, потрясшим твое представление о Мире, подвигает к поиску Истины.

        Программа "Агитпоезд" объединяет наиболее активную часть юношества, обладающую художественными талантами и организаторскими способностями.

Программа рассчитывает максимально использовать воспитывающую функцию искусства, развивая в детях потребность в духовном общении и участии в художественном творчестве.

Цель программы - активная пропаганда духовных ценностей и нравственных идеалов человечества. Будущие музыканты, поэты, художники, журналисты и репортеры, артисты всех жанров найдут себя в работе агитбригад, концертных программах, выпусках плакатов и агиток, стенных газет и фоторепортажей, в организации выставок, встреч, акций, фестивалей, игр и конкурсов.

Здесь не только усваивают основы эстетической культуры, но и несут ее в массы, приобретают навыки общественной и организаторской работы.

         Программа «Третье плечо» реализует на практике мысли о воспитании выдающегося русского врача, психиатра А.И. Яроцкого. Размышляя о методах воздействия на человека с целью формирования в нем доблести, мужества, самостоятельности, он выдвинул термин" аретопсихотерапия" (в переводе с латинского aretus - доблестный). Яроцкий считал, что чем больше аретопсихотерапии, тем меньше пьянства, наркомании, антиобщественных поступков.

" Аретоспихотерапией, - полагал он, - должны пронизываться все виды воспитания, все формы воздействия на подрастающее поколение ".

     Юная душа в возрасте 12- 14 лет полна идеалистических, романтических порывов. Она жаждет подвига сопряженного с опасностью для жизни, будь то опасность на воде или еще где - нибудь. Ее влечет неотвратимо скитальческая жизнь в условиях первобытной природы, полная поэзии лунных ночей лагерная жизнь в лесу или на берегу полноводной реки, треск вечернего костра и замирающие голоса ночи.

       Программа реализует эти неиссякаемые родники юношеского романтизма, направляет и создает своеобразную систему нравственных ценностей, где преобладают труд, самостоятельность, знание и мужество, оптимизм и взаимопомощь.

       Программа состоит из обучающих блоков закрепляемых практикумами в естественных природных условиях и готовит детей к разумному поведению в экстремальной ситуации, к способности не только помочь себе, но и возглавить при необходимости спасательные работы.

       8 обучающих блоков:"Ориентирование на местности","Вигвам"."Знахарь "," Суп из топора ","Медсанчасть","Полигон ",Башмачок для Золушки ?"Колесо безопасности "подводят ребят к участию в полномасштабной игре на местности под кодовым названием - «Третье плечо».

    Я не утверждаю, что Программы идеальны - но они попытка активного противостояния наступающему агрессивному засилью бездуховности и безнравственности, отнимающему у нас детей. И я приглашаю к сотрудничеству всех, в ком " сердца для Чести живы ... ".

 

P.S.В связи с тем, что после публикации статьи, наименование организации "Добрая воля" было запатентовано другими,более предприимчивыми людьми людьми,наименование Проекта и название организации стали продвигаться под их вторым именем "Доброволия".