Примитивный антисемитизм и гниющий национализм

На модерации Отложенный

Известный священник объяснил, что скрывается за неприязненным отношением к Эсфири и Мардохею …

В связи с праздником 8 марта, который, по одной из версий, был приурочен Кларой Цеткин к Пуриму, возникла бурная дискуссия вокруг поступка Эсфири и Мардохея.

События, связанные с Эсфирью, Мардохеем и Аманом, описаны в Библии в Книге Эсфири. Не думаю, что стоит подвергать ревизии Священное Писание. Это не единственный пример драматических и кровавых событий истории, зафиксированных в Ветхом Завете. Новозаветная история тоже полна кровавых событий, но они не зафиксированы в Писании потому, что канон Священных книг уже сформировался, и мы уже не читаем этого в Библии. Хотя у нас в истории тоже полно всяких событий. Есть Книга Юдифи, где Юдифь совершает жертвенное служение, убивает Олоферна и спасает народ. Есть, в конце концов, Заповеди Божии при овладении землей, Заповеди об истреблении жителей земли для того, чтобы не научиться их мерзостям. Есть много историй, связанных с Давидом, например, его война с окрестными племенами. Это на самом деле стандартная ситуация. В этих проблемах не бывает ничьей, ведь это не спортивные состязания. В такой ситуации ты либо побеждаешь, либо тебя уничтожают, причем грозят массовыми казнями с обеих сторон. Поэтому я не вижу в истории Эсфири ничего архиудивительного, здесь нет какой-то особой кровожадности. Такие события происходили всегда и везде.

Просто Священное Писание не скрывает от нас исторический драматизм и падение праведников. Если бы Священное Писание было инспирировано человеческой хитростью, тогда оно было бы заглажено и зализано, в нем не было бы ничего ужасающего и пугающего. Там бы не рассказывалось о падении праведников, о Ное, о его пьянстве и блуде с дочерьми, о Давиде и о его грехе убийства.

Но Священное Писание - это Книга правды, которая описывает правильные вещи правильным языком. Что касается Эсфири - это одна из страниц мировой истории и защиты ветхозаветной Церкви Богом от несправедливого гонения и уничтожения по прихоти одного царедворца. Я считаю, что неприязненная, отрицательная позиция по отношению к Эсфири основана на примитивном антисемитизме. Если это так, то надо выяснить, а верит ли вообще человек, придерживающийся этой позиции, в то, что Христос был мессией еврейского народа. Если эта позиция есть проявление продолжающего гнить национализма, тогда это плохо.

У нас нет розовых очков на христианскую историю. Мы знаем, сколько драм происходило в разных христианских империях - религиозные войны, гонения, столкновения, колонизаторские действия, крестовые походы с их бессмысленностью и фанатизмом и прочее и прочее. Такова наша история.

История мира изложена в Священном Писании скупым и правдивым языком. Это касается и Книги Эсфири. Правда, евреи могут из нее выудить повод для того, чтобы и сегодня смотреть на всех остальных людей, неевреев, как на подобных Аману, но это уже будет их грех, за который они ответят перед Богом. Но мы не должны смотреть на евреев глазами Амана. Христос спросит с нас за наши прегрешения, а с евреев - за их грехи. Но все равно Книгу Эсфири нужно знать и понимать, о чем в ней идет речь.

Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева