Взятка как традиционная духовная ценность
На модерации
Отложенный
Борьба с взяточничеством есть вечная тема русской сатиры, с момента ее возникновения.
Другая извечная тема - борьба с низкопоклонством перед Западом. Эти темы тесно связаны. Гнилой западный дух несет с собой упадок морали: до того, как нахлынули немцы, на Святой Руси коррупции и в помине не было и слова-то такого никто не слыхивал! опора на устои, на ядреное, коренное- исконное гарантирует чистоту общественной жизни.
Попробуем показать на исторических примерах, как укрепление российской государственности и подъем народно-патриотического сознания приводит к очищеиию нравственной атмосферы и, соответственно, выкорчевыванию коррупции.
Возьмем Николая Павловича как безупречного правителя-государственника и неуклонного патриота. Он прижал либералов, подавил поляков, усмирил мадьяр, сокрушил могущество Турции и Персии, устрашил Кавказ, навел трепет на Европу. Могущество Державы Российской (если понимать под этим меру централизации военно-бюрократического аппарата) достигло сияющих вершин.
Это нисколько не мешало развитию казнокрадства. Несмотря все усилия и угрозы, оно стало повальным, так что император тоскливо говорил наследнику: «В целой России только мы с тобой, Саша, не воруем». Ассигновав огромные суммы на строительство дорог, Николай Павлович очень удивлялся и горестно вздыхал: нет ни дороги, ни денег, ни виноватых. Он никак не мог объяснить себе, почему в ту знаменитую формулу его царствования «Самодержавие, Православие, Народность» так органично встроился еще один элемент: Взятка.
Царь-миротворец Александр Александрович – другой превосходный пример неуклонного державника. При нем иностранные государства наперебой ищут дружбы с великой империей. «Европа может подождать, когда Русский Государь удит рыбу». Крамола в основном подавлена. Инородцы пикнуть не смеют. Духовность на высоте. Дело православно-патриотического воспитания масс курируется лично таким авторитетом, как Константин Победоносцев. Короче, идеал национально ориентированного мечтателя (см. фильм «Сибирский цирюльник»).
А что же коррупция? С ней всё отлично: коррупция росла и развивалась по своим внутренним законам, достигая, ну, конечно же, беспрецедентных масштабов. Вместо документальных свидетельств на сей счет, приведем цитату из А.П.Чехова:
«Во всем городе я не знал ни одного честного человека…. Гимназисты, чтобы переходить из класса в класс, поступали на хлеба к своим учителям, и эти брали с них большие деньги; жена воинского начальника во время набора брала с рекрутов и даже позволяла угощать себя и раз в церкви никак не могла подняться с колен, так как была пьяна; во время набора брали и врачи, а городовой врач и ветеринар обложили налогом мясные лавки и трактиры; в уездном училище торговали свидетельствами, дававшими льготу по третьему разряду; благочинные брали с подчиненных причтов и церковных старост; в городской, мещанской, во врачебной и во всех прочих управах каждому просителю кричали вослед: «Благодарить надо!» — и проситель возвращался, чтобы дать 30—40 копеек».
Теперь прыгнем в наши дни. После кошмара девяностых наступило правление В.В. Путина - твердого русского госудаственника. Он выстроил вертикаль власти, удержал страну на грани пропасти, навел порядок в структурах, усмирил Кавказ, поднял Россию с колен и повел, чуть ли в одиночку, рыцарски-беззаветную войну с коррупцией. Патриотические настроения в обществе стали господствующими, если не обязательными. Еще более мощный модернизационн-державный бег корме родного корабля придает Президент Медведев.
А что же все-таки с коррупцией? Она продолжает себе расти и развиваться по своим законам, достигнув, как полагается, беспрецедентного размаха. Если в ужасную либерально-гнилую ельцинскую эпоху Россия пребывала где-то не очень далеко от Португалии, Албании и Болгарии, впереди многих развивающихся стран, то вставшая с колен Держава Российская оказалась рядышком с Сирией, Кенией и Бангладеш. Это согласно оценкам одних независимых экспертов, Другие эксперты помещают ее рядом с Никарагуа и Угандой.
Что же роднит Россию с вышеупомянутыми светочами цивилизации и отличает ее, скажем, от Канады или Дании? Может быть, то обстоятельство, что страны, отмеченные высоким уровнем коррупции, отмечены и особой теплотой, простотой и искренностью отношений, самобытностью религиозно-нравственных начал, противостоящих натиску мертвящей и нивелирующей капиталистической псевдоцивилизации и квазикультуры.
Присмотримся повнимательней к обществу уездного городка, каким его показал Гоголь в «Ревизоре». Это общество – патриархальное,а не гражданское. Очень четко эту разницу обозначает Городничий, предлагая почтмейстеру перехватывать все жалобы и донесения: «Другое дело, если б вы из этого публичное что-нибудь сделали, но ведь это дело семейственное…»
Да, уездное общество – большая семья, в которой любому начальству отводится роль отца (отцом пожилые люди называют мальчишку-Хлестакова), каждый сверчок сидит на своем шестке, все идет согласно заведенному порядку, а в приемной суда «сторожа завели гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами».
Это прочно устроенный, теплый, гармоничный, уютный, на свой лад совершенный мир со своими твердыми, хоть и неписанными, нравственными правилами. Конфликты решаются полюбовно, конкуренция выражена в самых мягких формах, отношения между людьми просты, задушевны, искренни, доверительны.
А что же взятка? Взятка является неотъемлемой частью этого порядка, и граждане недовольны, собственно, не тем, что ее приходится давать, а несоблюдением пропорций, несоответствием между размером взятки и чином. «Делиться надо» - и как же подрядчику, обворовавшему казну, лавочнику, продающему негодный товар, не отблагодарить Городничего, который «не заметил»!
Всем хорошо, всем удобно. Все более или менее довольны, а имеющиеся «отдельные недостатки» возмущают куда меньше, чем страшат возможные перемены.
Если спросить у чиновников, купцов, общественность (в лице Бобчинского и Добчинского), какой строй наилучший, они ответят: ныне существующий, надо только внести совсем небольшие исправления (здесь у каждого, конечно, свои индивидуальные пожелания). Жесткая вертикаль власти идеальна для административной деятельности Городничего, он уверен, что обведет вокруг пальца не только губернатора, но и кого повыше. А не обведет вокруг пальца, так договорится, «поделится».
Семейной теплотой отличаются отношения коррумпированных чиновников в комедия А.И.Островского. Традиции свято берегутся, старшие по-отечески заботливы к младшим, младшие почтительны к старшим. Лепота!
Инфернальное чудовище Варравин из трилогии Сухово-Кобьлина поминает неизбывную русскую общинность, открытость, задушевность и чуть ли исконные нравственности ценности.
Итак, ядреные святорусские черноземы - еще более благодатная среда для казнокрадства, чем отравленная гнилью почва Запада. Устройство современного российского общества, поскольку оно сохранило черты уездного города из гоголевского «Ревизора», воспроизводит коррупцию в силу естественных законов. «Семейственность» вместо «публичности» - мечта взяточника и казнокрада.
«Благодарить надо» не за то, что чиновник сделал что-то запретное исверх положенного, а за простое выполнение своих служебных обязанностей. Ситуация вряд ли возможная в бездушном, сухом, механистическом рыночном обществе, наделяющем власть и ее представителей четко ограниченными полномочиями и проверяющем их выполнение. И вполне естественная в обществе традиционном, где власть и каждый ее носитель выступает по отношению к гражданину как отец, который может дать, а может и не дать просимое, вправе помиловать, но вправе и казнить, никому в семье не давая отчета. Власть не служит гражданину – гражданин зависим от власти и вынужден перед ней заискивать.
Сошлюсь на мнение специалиста: «В России бизнес и государство не разделены не потому что чиновники во все вмешиваются, мешая бизнесу, а потому, что сам бизнес постоянно нуждается в их вмешательстве, не умея без их поддержки и подстраховки и шагу ступить… В России странная, неправильная свобода переходить на красный свет, она позволяет сэкономить время и решить кучу проблем, если светофоры стоят не там, где надо, и работают не так, как следует. (Борис Кагарлицкий).
Излишне уточнять, что светофоры стоят именно там и работают именно так, как нужно чиновнику.
Если всерьез говорить о державности-общинности-соборности и особом пути, тогда не надо болтать о борьбе с коррупцией. Если серьезно говорить о борьбе с коррупцией, не надо болтать об уникальности-соборности-евразийстве и духовном противостоянии либеральному западничеству.
Давайте решать, господа-товарищи, что нам больше нравится. Давайте скажем сами себе:
- Наша уникально-суверенная, исконно-самобытная демократия строится на том, что западные господа называют коррупцией, а мы – простой человеческой благодарностью доброму начальнику, батюшке-барину, отцу отечества. Благодарности за то, что они согласились принять на себя бремя власти. Коррупция, так же как и кумовство, семейственность, протекция, начальственный произвол, - это элемент нашей неповторимой державности и древней политической культуры. Если выбирать между коррупцией и либерализмом, то есть изменой нашим традиционным ценностям, мы выбираем коррупцию.
Комментарии
А светофоры поставить так, чтоб не видно было. Да еще знаками обложить незаметными, но сурово запрещающими - это святое! Не трожь!!!
Куда ж нам иначе плыть? Без светофора невидимого, но духовно ощущаемого...
У нас же, все эти "демократические" ля-ля... о необходимости и способах борьбы с коррупцией без радикальных мер - на руку... самим мафиози, которые больше всех и орут о необходимости борьбы... Но ведут себя, как Александры Яковлевичи («Альхены») из "12 стульев"...
Может приведёте пример этой борьбы! Что-то я не помню ни одного примера.
Так недолго оправдать что угодно, от убийства до совращения малолетних!
Автор рчевидно не знает, что ещё 50 -60 лет назад в России в сёлах, в Сибири особенно, понятия не имели о замках. Т.н. цивилизация принесла воровство, коррупцию, ростовщичество.
Вы, сразу видно, человек огромного ума и колоссальной эрудиции. Поясните мне, пожалуйста, почему в Финляндии во многих деревнях до сих пор нет замков. Хотя есть телевизоры и прочая цивилизация. Во многих селах в Греции (мне говорили) также нет замков. Так вот объясните мне, мудрейший и патриотичнейший Вы наш, почему воровство, коррупцию, ростовщичество и прочий разврат цивилизация принесла русскому народа, как-то пощадив финнов и шведов?
Кстати, по рассказу моей бабушки, сто лет назад, когда у финна, оставившего дом без замка, приперев его палочкой, что-то из-дому пропадало. он, финн, говорил: "Здесь побывал рюсси!" Почему - не цыган, не еврей, не латыш, не эстонец, а "рюсси", т.е. русский?
Финны просто не различали национальности, особенно когда мимикрия у тех, кто похож на русских, отработана в совершенстве!
Иронизировать, г. Хачин, я могу не хуже, если же чувство собственной важности превалирует, то нет смысла обмениваться мнениями. Прощайте.
По рукам?
(а учитывая, что наша переписка не деловая, величать вас с большой буквы не буду).
Правильно, между прочим, говорит товарищ. И вообще неча с этими вашими шутками. Народу они непонятны. С заученного толковища сбивают. Вы что не знаете, что взятка - это грех? Читайте словарь! Как найдете список грехов - так в студию его. Чтоб все знали и могли ссылку на вас. Или вас. А то ишь! Даже не знаете, что грех - это бездуховность! Фу. Даже читать грешно такие ваши рассуждения. Не помните,как полвека назад на хуторах замков не было? А я вот помню, как сейчас, это... Ну... Как его... Вот же, склероз, не помню. Но не было замков. Не было - и все. И замки были дороги, и хранить под ними было нечего и вокруг глаз да глаз да еще и свой. А теперь? Оглянитесь! Куда ни глянь - сплошные замкИ и да зАмки, охранники, псы сторожевые, обогатился, видать, народ. Есть чего хранить от проходящих мимо.
Наконец-то!
Наконец-то, правильный ответ!
Утверждаю: наша коррупция - это производное нашей культуры.
Что, к примеру, делает предприниматель, обладающий "правильной культурой", когда чиновник пытается стрясти с него мзду? "Правильный" предприниматель идет в "правильные" правсоохранительные оргаы. А "неправильный" предприниматель платит чиновнику благодетелю.
Дважды я писал Дм. Медведеву о необходимости нацпроекта культура. А все бестолку. И немудрено, ведь понять значимость названного нацпроекта может только по-настоящему культурный человек. В третий раз что ли сесть написать?
Впрочем, сесть я еще успею...