Моногамия как способ выжить

На модерации Отложенный

Недавно блог «Секс» рассказал на примере фруктовых мушек о пользе промискуитета как биологического приспособления. В пику этой истории мы поговорим сегодня о пользе верности и преданности — в жизни красочных тропических лягушек

Ученые сравнили два вида тропических лягушек-древолазов: Dendrobates imitator и Dendrobates variabilis. Эти красивейшие, но столь же ядовитые жители тропиков близкородственны и делят один и тот же ареал обитания, а именно горные регионы северной части Перу. Первый вид полигамен, второй образует очень трогательные пары, и это, как выясняется, замечательно помогает выживать их потомству.

Нам кажется, что устройство человеческой семьи — некая данность. В английском языке есть очень часто употребляемый в научной среде глагол  elaborate, который на русский одним словом не переводится. Его приблизительное значение — «тщательно разрабатывать». И он как нельзя лучше подходит к описанию эволюционного процесса, который оптимизирует в живом существе все — от роста, веса и окраски до социального поведения. Природа опробовала все семейные конструкции: полная семья, где присутствуют оба родителя, неполная семья, где присутствует один из родителей, семья с участием неразмножающихся родственников-помощников — все примеры можно найти в животном мире в большом количестве. У моногамной семьи есть своя «экономика»: это мощное приспособление к жизни в трудных условиях.

Размножение у двух перуанских видов древолазов устроено похоже. Самки откладывают икру на листочки деревьев, самцы ее оплодотворяют, а когда из оплодотворенной икры вылупляются головастики, самцы обоих видов бережно переносят их в естественные водоемы. Далее самец, как и положено папе, остается охранять своих отпрысков.

И вот тут начинаются различия: папы двух видов ведут себя одинаково, а мамы — нет. В одном случае (D. variabilis) мамы покидают головастиков, и их отпрыски сами должны искать себе пропитание. А в другом (D. imitator) самец следит за тем, чтобы головастики не оставались голодными, и время от времени зовет мать, она приходит, ныряет в прудик к своему отпрыску и откладывает неоплодотворенную икру.

Ее-то и съедают головастики.

Выглядит это так:

 

Мама приходит к своим детям приблизительно раз в неделю в течение нескольких месяцев. Таким образом, ее потомки не знают печали в виде борьбы за пропитание — растут и радуются жизни. А вот головастики D. variabilis становятся настоящими бойцами, и в конце концов могут съесть друг друга, вплоть до того, что в прудике останется один — самый сильный и коварный. Это происходит в тех случаях, когда пищи в своем водоеме им не хватает.

Из всего этого ясно, что в выборе водоема эти два вида лягушек должны сильно различаться. Ветреным D. variabilis ничего не остается, кроме как выбирать водоемы покрупнее, где есть некоторый запас пищи, — от них им никуда не деться.  Заботливые D. imitator могут использовать удивительные маленькие «прудики», если так можно назвать объемы воды от 20 до 300 миллилитров, скопившиеся в розетках листьев эпифитных бромелий: это то количество жидкости, которые мы обычно заказываем в ресторанах в зависимости от наших предпочтений — кому поменьше, но покрепче, а кому побольше, но в виде сока. Там мало питательных веществ, но и хищникам их найти сложнее, и к тому же такие розетки разбросаны по всему лесу, так что древолазы широко расселяются, а не торчат у одного водоема.

Связанные общей заботой о потомстве D. imitator остаются верны друг другу на протяжении всего сезона. Генетический анализ потомства показал, что 11 из 12 исследованных пар не изменяли друг другу: дети принадлежали обоим партнерам.