Социализм по-немецки...

На модерации Отложенный

Прага – Социальное государство Германия пока выстаивает в кризисе. Но в то же время должно измениться, чтобы из него выйти. С таким утверждением сегодня согласились представители всех немецких политических партий. Сошлись во мнении и относительно того, в чем они видят главный недостаток существующей системы. Поддержка безработных, осуществляемая на государственном уровне слишком высока, по сравнению с низким уровнем заработных плат.

Теперь начинается дискуссия – правая FDP утверждает, что необходимо уменьшить размеры пособия, чтобы людям было выгодно работать, Социальные демократы SPD настаивают на увеличении минимального размера заработной платы, который бы был существенно выше, чем социальное пособие.

Декадентство поздней Германии

Карикатура в Frankfurter Rundschau связывает нынешнюю немецкую дискуссию о социальном государстве, особенно о его фундаментальном основании, с системой социальных пособий Hartz-IV действующих с января 2005 года.

"Ну это всего на несколько ЕВРО больше, чем я получаю как пособие на основании Hartz-IV", удивляется простой немец, которому его шеф предлагает подписать новый трудовой договор.

Шеф отвечает с возмущением: "Деньги? Для вас важны деньги? Разве работа не является более важной? Для ощущения важности, наполненности жизни, исполнения предназначения?"

Hartz IV гарантирует людям, которые потеряли работу, доходы в размере не менее 60 процентов средней заработной платы на три года. Только после этого немецкий гражданин начинает получать пособие прожиточного минимума. Люди на пособии имеют возможность выполнять и мало оплачиваемую работу, при которой доходы увеличиваются за счет государственных доплат.

Немецкая социальная сеть поэтому намного крепче, чем в Чехии, которая выплачивает пособие по безработице в течении всего трех месяцев и в максимальном размере до 50 процентов предыдущей заработной платы.

Hartz-IV отнимает мотивацию работать, говорит руководитель либеральной FDP, являющийся одновременно вице-канцлером Guido Westerwelle. Германия по его мнению скатывается в "декадентство позднего Рима", граждане которого жили выше своих возможностей. При том, что их ни что не заставляло работать, потому что их доходы и так были высокими и без работы.

Высказывание Westerwelle оценили некоторые журналисты.

Например Richard Wagner в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung обращает внимание, что пособия Hartz IV являются рассчитанными таким образом, чтобы безработный немец мог не испытывать трудностей ни жизненных, ни культурных, ни политических. Германия таким образом наполняется коммунистической идеей: "От каждого по способностям, каждому по потребности".

Газета Berliner Zeitung наоборот приравняла выступление Westerwelle к австрийскому популистскому политику Jörgu Haideru.

Заботы официанта из Мекленбурга

Westerwelle разумеется осудили социальные демократы.

"Прежде всего, несправедливо говорить, что получающие пособия Hartz-IV получают столько же, как и те кто работает", обращает внимание в интервью для Aktuálně.cz Philipp Steinberg, который является экономическим советником председателя SPD Sigmara Gabriela.

 

У немцев нет понятия минимальной заработной платы, но профсоюзы в отдельных федеральных землях договариваются с союзами работодателей о так называемых тарифах. Наименьшую заработную плату в месяц имеют официанты в Мекленбу́рге — Пере́дней Помера́нии.

 

Семья с двумя детьми в то же время в восточной Германии имеет право получать пособие из Hartz-IV в размере 1548 ЕВРО.

 

Steinberg предупреждает, что совпадение достаточно случайно. В том случае если официант имеет семью с двумя детьми, не платит ни каких налогов, а только 311 ЕВРО на социальные выплаты. Государство ему на доплате на детей вернет 648 ЕВРО и доплатит за го жилье 150 ЕВРО. Официант, таким образом, получит на 500 ЕВРО больше, чем, если бы он получал пособие на основании Hartz-IV.

 

Несмотря на это Steinberg допускает, что собственно восточно-немецкие заработные платы находятся на слишком близком уровне гарантированным социальным доходам. "Христианские союзы не умеют договариваться о хороших тарифах", утверждает он.

 

Социальные демократы по его мнению не могут допустить снижение пособий, а потому должна быть законодательно установлена минимальная заработная плата.

 

Германия тем самым стала подобна Чешской республике, где минимальная зарплата 8 тысяч крон достигает третьей части средней заработной платы.

 

Когда немцы являются бедными

 

Политики из левых и правых партий в то же время не ставят под сомнение мнение экспертов-экономистов, что именно Hartz-IV явился причиной нарастания неравенства доходов.

 

"Он помогает людям с самыми низкими доходами, но расплачивается за него средний класс", допускает Philipp Steinberg и добавляет: "К сожалению должен признать, что эту систему ввела наша коалиция с Зелеными".

 

Hartz-IV гарантирует людям некоторые доходы, одновременно они вынуждены принимать худшие предложения о работе, и в результате становятся зависимы от пособий.

 

"Внезапно они выясняют, что стоят возле самого края социальной пропасти. Упали бы туда, если бы им была прекращена выплата пособий Hartz-IV", поясняет Steinberg, что для людей здесь существует, прежде всего, психологическая проблема.

 

Одновременно с этим новые пособия по безработице привели к тому, что количество семей живущих ниже уровня бедности повысилось с десяти процентов десять лет назад до 14 процентов в 2008 году, в восточной Германии даже до 20 процентов. В случае семьи из одного человека речь идет об уровне 925 ЕВРО в месяц, у семьи из четырех человек неполных 2000 ЕВРО.

 

Это, однако, не означает, что жители восточной Германии беднее, чем жители Чехии, которые живут в самой социально выровненной стране Европы со всего тремя процентами бедных семей. Покупательная способность жителей бывшей ГДР все еще на четверть выше и ниже немецкой границы бедности попадает больше половины чешских семей.

 

Решит Тюрингия

 

В любом случае немецкие эксперты считают снижение доходов семей за основную причину кризиса, потому что снижается общая покупательная способность, а вместе с ней и общее состояние экономики.

 

До тех пор пока различия будут оставаться большими Германия выхода из кризиса не найдет, считает например Gustav Horn из дюссельдорфского Института по изучению макроэкономики.

 

Точку в дискуссии, каким образом все же преобразовывать социальное государство решит правящая партия CDU. Однако в мае ожидаются, выборы в самой многолюдной федеральной земле Северная Рейн-Вестфалия, и если правящая коалиция их выиграет, то сможет удержать большинство в Федеральном совете, второй палате немецкого парламента и будет иметь возможность уменьшить пособия. Если же выборы приведут к возникновению большинства в Федеральном совете оппозиции, о реформе будет принимать решение CDU вместе с социальными демократами.

 

Ум заходит за разум

 

"Во времена бывшей ГДР все было намного прозрачнее", жалуется один из посетителей бара недалеко от вокзала в Teltowě, городка в бранденбургском районе сразу за границами некогда существовавшего Западного Берлина. В бар ходит пить фрайбергское пиво и смотреть платный телеканал, который передает клипы семидесятых и восьмидесятых лет.

 

"Этого мы тогда не видели" говорит мужчина, который после переворота основал свое дело как каменщик. Несмотря на это он утверждает, что живет на иждивении жены.

 

"Иногда зарабатываю больше трех тысяч в месяц, но плачу налоги за всю семью. В конечном счете, мне остается 1600 ЕВРО, а это меньше, чем у супруги, которая работает на государственной службе", описывает он свою ситуацию.

 

И совершенно не понимает, почему имеет больше доходов его дочь, которая зарабатывает 1500 ЕВРО, как парикмахер, и которой Hartz-IV доплачивает 500 ЕВРО. "В то же время она живет у нас ни чего, не платя", удивляется предприниматель тому, как государство перераспределяет доходы внутри его семьи.