Прагматизм, политика и незаживающая рана армянского геноцида

На модерации Отложенный

Политическая битва в Соединенных Штатах за признание геноцида армян сводится к простому расчету: стоит ли уважение к памяти 1,5 миллионов жертв испорченных отношений с Турцией?

В ходе своей предвыборной кампании, на ежегодной церемонии поминовения погибших, проходящей 24 апреля, президент Обама обещал признать злодеяния 1915-23 годов геноцидом, заявив: "Я считаю, что геноцид армян - это не голословное утверждение, не чье-то личное мнение или точка зрения, а факт, подкрепленный документами и подтверждающийся многочисленными историческими свидетельствами... В качестве президента я признаю геноцид армян".

Но в прошлом году он уклонился от этого, заявив о своей поддержке исторической "футбольной дипломатии", подтолкнувшей Армению и Турцию к подписанию протоколов об установлении дипломатических отношений. Вступление в действие этих протоколов, предусматривающих создание комиссии по историческим вопросам, теперь откладывается из-за возражений Турции, что усиливает опасения Анкары перед тем, что на этот раз Обама сдержит свое обещание. Президенты США уже не один год делают 24 апреля заявления о признании злодеяний, но, выполняя требования Турции, не квалифицируют их как геноцид.

Джордж Буш назвал их "историческими массовыми убийствами", президент Клинтон говорил о "депортациях и резне", а Обама воспользовался армянским понятием "Мец Егерн" ("Великая катастрофа").

Анкара предупредила Вашингтон о том, что признание геноцида серьезно повредит отношениям. По ее утверждениям, резня, которая произошла во время крушения Османской империи в годы Первой мировой войны, была не геноцидом, а частью междоусобицы, в ходе которой погибло от 300 до 500 тысяч армян и такое же число турок.

Будучи единственным мусульманским государством-членом НАТО, размещая у себя важную авиабазу США в Инджирлике и принимая участие в ключевых американских оборонных проектах - таких, как многострадальный истребитель F35, - Турция имеет на руках целый ряд козырей.

Между тем, если союзникам по НАТО Турция угрожает негативными последствиями, то ее отношения с Россией, всегда признававшей геноцид армян, еще никогда не были такими теплыми. По-видимому, напыщенная риторика предназначена для США, а в отношении главного поставщика газа взял верх прагматизм.

Британское правительство занимает по армянскому вопросу такую же бесхребетную позицию, несмотря на наличие множества современных свидетельств. Уклончивость министерства иностранных дел показана в недавнем исследовании Джеффри Робертсона (Geoffrey Robertson). Оно даже отказывается разрешить упоминание о геноциде армян в Национальный день памяти жертв Холокоста, не желая раздражать Турцию.

Парадокс в том, что современную Турцию в грехах прошлого никто не обвиняет. Армения признала свои нынешние границы и неоднократно заявляла о том, что не притязает на территории восточной Турции, составлявшие некогда западную Армению.

В ходе процесса примирения возникнет вопрос репараций. Но для переживших трагедию (которых остается все меньше) и миллионов их потомков из глобальной армянской диаспоры самой ценной репарацией были бы извинения и признание Турцией их страданий.