Уже для вдумчивых современников крах не представлял никакой тайны.
Все неудачи будут приписаны правительству.
Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения; сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ.
Могут сказать: вы привели мнения одиночек, мнения не типичные, выгодные вам, не вызывающие в окружении упомянутых ораторов сочувствия и понимания.
Да, это так, ни к Дурново, ни к Верховскому, ни к Прокоповичу, ни к американцам вовремя не прислушались.
Но, как известно, правда не всегда привлекает большинство.
А главное, эти люди, в отличие от своих, должно быть, не менее информированных коллег, проявили мужество и заявили вслух о том, что фактически большевистские лозунги о мире и земле выражали не узкопартийные (как это до сих пор отчего-то кажется руководителям современной России), а кровные интересы громадного трудящегося большинства, игнорировать которые дальше было невозможно.
И либо буржуазная власть, временно поступившись политическими принципами (то есть своим классовым интересом) в целях сохранения управляемости страной, дееспособности России хотя бы в том ее виде, в каком она оказалась к осени 1917 года, немедленно ответит на эти чаяния, перехватив лозунг непримиримого политического противника и дав народу мир и землю, либо она просто перестанет быть властью.
***
Таким образом, именно политические близорукость и безответственность, ярко выраженный узкопартийный интерес, противопоставленный объективным народным чаяниям, намерение в ущерб стране балансировать на пересечении узкокорыстных устремлений отечественной буржуазии и ее иностранных покровителей послужили главной и непосредственной причиной утраты Временным правительством всякой поддержки и его неизбежного падения.
И выбор был один.
Уже только советской власти пришлось ценой неимоверных усилий выполнять программу мира, решать вопрос о земле и справедливом распределении собственности, фактически спасать страну, едва не погубленную бездарными и своекорыстными политиканами.
Почему, зная обо всем этом, современные «исследователи» и политики продолжают изрекать несуразицы про Первую мировую войну, 1917 год и Октябрьскую революцию?
Потому же, почему, отказываясь прислушаться к голосу разума и взглянуть в глаза суровой действительности, блюдя, выражаясь словами Путина, узкопартийные интересы, то же самое сто лет назад делали их непутевые идеологические праотцы – кадеты и корниловцы, всяких оттенков меньшевики и пр. и пр.
В угоду тем же узкопартийным интересам, в угоду безоглядному стремлению удержать ускользающую власть они кинулись устраивать антисоветские заговоры и мятежи, оптом и в розницу продавать Антанте, немцам, бог знает кому свою «любимую Родину».
Выступая на ее просторах под белыми знаменами полномочными представителями иностранного капитала, они развязали страшную Гражданскую войну.
А потом, изгнанные тем самым народом,
которому до конца отказывали в праве и на землю,
и на самостоятельное устройство своей жизни,
рассеялись по миру
и, настрочив горы мемуаров,
вложили свои лживые и хвастливые, не выдерживающие никакой критики оправдания в уста политических потомков, волею исторических судеб оказавшихся у руля современной России.
Большевики, пригвожденные в июле 1917 года к позорному столбу,
объявленные «немецкими шпионами»,
эти «политические маргиналы», «одержимые жаждой власти»,
прошедшие десятилетия тюрем и каторг в непримиримой борьбе с кровавым самодержавием,
вновь брошенные в тюрьмы бывшими «товарищами по борьбе» (называвшимися теперь министрами, но при этом не отдающими себе отчет в настоящем смысле управления страной),
– эти самые большевики – гибли от рук красновских казаков и савинковских террористов,
сражались с немцами и белочехами,
клали головы на фронтах Гражданской, отстаивая Россию и завоеванные ее трудящимися землю и заводы от стервятников-интервентов и снаряженного ими белогвардейского войска.
Гробили здоровье и жизни на восстановлении страны, не щадя себя, боролись за всеобщую грамотность и медицину, строили в аграрной стране могучую современную промышленность и науку.
А спустя всего двадцать пять лет во главе советского народа, с народом, плоть от плоти его, сотнями тысяч гибли на фронтах Великой Отечественной и громили непобедимого никем фашистского зверя.
«Я защищаю большевиков? – писал в мае 1918 года обуреваемый сомнениями М. Горький. – Нет, я, по мере моего разумения, борюсь против них, но – я защищаю людей, искренность убеждений которых я знаю, личная честность которых мне известна точно так же, как известна искренность их желания добра народу. Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но предпочитаю быть справедливым.
О да, они наделали много грубейших, мрачных ошибок, – Бог тоже ошибся, сделав всех нас глупее, чем следовало, природа тоже во многом ошиблась – с точки зрения наших желаний, противных ее целям или бесцельности ее. Но, если вам угодно, то и о большевиках можно сказать нечто доброе, – я скажу, что, не зная, к каким результатам приведет нас, в конце концов, политическая деятельность их, психологически – большевики уже оказали русскому народу огромную услугу, сдвинув всю его массу с мертвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы».
***
Что же за проблемы должны быть с логикой у того, кто одних и тех же людей, неуклонно следующих принципу отстаивания интересов трудящегося большинства, в одной ситуации клянет немецкими шпионами и одержимыми стяжателями власти, а в другой – чтит как победителей фашизма, «искупивших свою вину перед страной»?
Есть у Ленина прекрасная фраза о том, что с обывательским мышлением нечего браться за теоретические вопросы.
История не устает доказывать, что обыватель в политике или в науке, обыватель в университетской аудитории или в телестудии – всегда и прежде всего индивид, действующий «по либерально-приятной программе» (В.И. Даль), мало что понимающий и почти ничему не учащийся.
А величайший опыт Октябрьской революции как, быть может, никакой иной доказывает, что в переломные моменты истории, когда интересы правящего класса приходят в неразрешимое противоречие с интересами подавляемого большинства, уловки и полумеры становятся невозможны и избежать социального взрыва (хотя бы и на время) правящий класс может, лишь идя наперекор своей позиции.
Это для конкретных частных лиц, делегированных своим классом на исполнение государственных обязанностей, как видно на примере «временных», если не невозможно, то очень трудно.
Парадокс современной ситуации состоит в том, что при кажущейся стабильности социальные противоречия в России, ввергнутой в капитализм вековой давности, вовсе не так безобидны:
колоссальная разница в доходах олигархата и близкой ему буржуазии, с одной стороны, и десятков миллионов наемных работников – с другой;
подлинная пропасть между уровнем жизни в двух столицах и остальной, провинциальной России;
вызревающий на наших глазах, нагнетаемый «работодателями» социально-этнический конфликт между россиянами и многомиллионной трудовой миграцией – объективная реальность, как бы кому ни хотелось закрыть на нее глаза.
Может быть, «наши иностранные партнеры», всегда готовые поживиться за чужой счет, стали за минувшее столетие порядочней и гуманней? Вынужденное к решительным действиям, руководство РФ идет на беспрецедентные шаги, добившись возвращения Крыма и вступившись за сирийцев.
Но адекватно ли оно оценивает эти шаги?
Возбужденная ими, в основе своей глубоко советская гордость создала в населении, униженном десятилетиями грабежа и издевательств, ожидания, мало соответствующие реальным возможностям буржуазной России.
В условиях же созданной извне санкционной блокады внутренние противоречия мало-помалу будут только нарастать.
Их, конечно, можно ослабить, но для этого следует идти наперекор своему классовому интересу:
шире внедрять госкапиталистические и кооперативные начала,
централизовать и сконцентрировать в госбюджете все значимые доходы,
немедленно внедрять планирование развития экономики.
Иного выхода тут нет, остальное будет уловками и полумерами, только способствующими социальному накалу.
Но можно ли ожидать от идейных наследников Столыпина, Милюкова и Керенского такого – ленинско-сталинского – действия?..
Тот, кто перед лицом подобной перспективы пытается внедрить в сознание людей еще один миф, ставя знак равенства между Октябрьской революцией и тем, что ныне именуют «революциями цветными», идет по пути самообмана.
Наши либералы вообще любят сказки;
их любимая – про то, что бывает империализм монополярный, агрессивный и эгоистичный,
а бывает империализм многополярный, равноправный и справедливый,
что есть капиталист алчный, безответственный, непатриотичный,
а есть – щедрый, филантропичный и беззаветно любящий родину.
Действительно, имеется развитая механика осуществления госпереворотов в странах с высокой степенью зависимости национальной буржуазии от буржуазии международной.
И там по воле истинных мировых воротил, как наглядно демонстрируют минувшие десятилетия, такие перевороты можно возбудить, а можно и отменить.
Беда-то в том, что настоящую социальную революцию ни затеять, ни отменить невозможно. Как невозможно воспрепятствовать цунами или остановить землетрясение.
Керенский и Ко презрели этот закон и стали историческим образцом либерально-реакционного игнорирования социально-экономической действительности.
А если буржуазия дорожит своей диктатурой, ей придется быть гибкой и изобретательной.
И век XX наглядно показал, что имеются сотни путей умеренной социализации экономики, позволяющих эксплуататорам балансировать на краю.
Безоглядное же применение рыночно-монетарного пути образца XIX века неизменно ведет в пропасть.
Русской буржуазии, обанкротившейся в 1917-м, было по-своему легче нынешней:
изо дня в день большевики через газеты и со всевозможных трибун предельно ясно указывали ей путь, сворачивая с которого она загнала Россию в тупик и лишилась всякого народного доверия.
У сегодняшних властителей страны таких подсказчиков нет.
Но глаза-то и руки есть!
Что же мешает взять и освежить в памяти классическую ленинскую работу «Грозящая катастрофа и как с ней бороться»?
А можно открыть шестой том сталинских «Трудов», где буквально на каждой странице аргументированно разъясняется, куда неизбежно заведет господ «временных» их политика.
Конечно, даже после этого едва ли стоит ожидать от властей предержащих чего-то вроде «перестройки наоборот».
Но должно же хватить рассудка, элементарного инстинкта самосохранения, чтобы не повторять в точности провальной политики своих идеологических и классовых пращуров?
Что же, поживем – увидим.
Юрий АЛЕКСЕЕВ
***
Заказать тома с первого по шестой издания «Сталин. Труды», а также подписаться на издание целиком, вне зависимости от того, в каком регионе вы проживаете, можно, написав на электронный адрес sunlabour@yandex.ru или позвонив: 8(967)-132-48-63.
[29/10/2015]
Комментарии
Это ведь объективная реальность.
И зачем надо было положить еще миллионы голодных, раздетых и разутых этих же мужиков - для ее продолжения?
Что приобрели бы эти мужики, кроме места в "братской" могиле, а то и вовсе навсегда лечь где-нибудь под кустом или в чистом поле?
Вот поэтому мужики и послали на х эту "великую победу" и прихватив винтовки разошлись по домам добывать победу над теми, кто послал их на убой!
Русские и не только русские мужики в Великой Отечественной войне воевали НЕ за приобретение кому-то и чего-то, а за то, чтобы НЕ ПОТЕРЯТЬ то, что имели.
И если бы они проиграли, вы бы не родились, а если бы родились, были бы бессловесным быдлом у какого-нибудь дойче-бюргера...
Или такая простая мысль просто не могла прийти в вашу голову?
А выкидывают их те недобитки, которые избежали возмездия тогда, а сейчас вымещают на их костях свою злобу за то свое поражение...
А над глупостями пусть думают дураки.
Если у них есть, чем думать...
Зато вовсю раздувают позорный "крымнаш", поссорив этим грабежом два братских народа,
Ни кравчук еще не Украина, и не пупкин - еще НЕ Россия.
Забыли как тогда оплевали вех наших героев начиная от Александра Невского, оканчивая Зоей Космодемьянской и Павликом Морозовым?
Что и предопределило развал России/СССР.
Чего это вы к нам, к людям, так настырно в родню набиваетесь?
Если мечтаете поумнеть - не выйдет, рожденный блеять - так или иначе пойдет на шашлык.
Судьба ваша такая! - уж не обессудьте...
Пока я с вами по-людски разговаривал, вам ничто не было невдомек.
А стоило на бараньи темы с вами заговорить - сразу обрадовались!
Как станете свиньей, я и по-свински с вами язык найду...
А вот на человеческий, насколько я убедился, ума у вас маловато...
Когда окончательно станете боровом, поговорю с вами и по-свински, как и обещал.
Если найду время...
А вот вы все никак не определитесь, как я погляжу - то в баранах, то в свиньях.
Впрочем, на мясном прилавке и то и другое лежат рядом.
Видимо, там вам и место...
И готовлю я хоть из баранинки, хоть из свининки - пальчики оближешь!
А до вас это все никак не доходит.
Ну, оно понятно - для вас это, как для истинного барана - как "новые ворота"...
То, что происходит сейчас, - копия рассказанного Верховским о бывшей Российской империи 100-лет назад.