Выборы стали очередным шагом к фрагментации Украины

На модерации Отложенный

Главным достижением местных выборов на Украине Петр Порошенко назвал «крах попытки России создать пятую колонну». Само по себе это заявление демонстрирует плачевное положение киевской власти – плохи дела, если прикрывать падение собственной популярности пытаются уже всем надоевшими байками про российскую угрозу.

Конечно, Россия заинтересована в том, чтобы на Украине пришли к власти пророссийские силы. Не наши марионетки, а просто те, кто признает реальность и понимает неизбежность восстановления близких отношений двух стран и их постепенной интеграции.

Но это долгий процесс. Послемайданный туман рассеивается медленно, и даже приостановленная гражданская война не привела пока что к массовому протрезвлению. Да и взявшие власть в Киеве прозападные силы не сбавляют накала борьбы с «пятой колонной», зачищая тех, кто решается открыто говорить об общности судеб двух государств одного народа, например Компартию. Пока что еще удается списать большую часть растущих экономических проблем на «происки Путина» – но понимание тупиковости пути на Запад, то есть главного лозунга украинской «элиты», неизбежно овладеет широкими массами народа Украины.

Это будет чуть позже – а пока «элите» не приходится отвечать за обман доверившихся, она занята привычным делом: борьбой за власть и ресурсы. Причем эта борьба пока что идет в более-менее спокойной форме – в выходные на Украине прошли уже третьи за последние полтора года выборы.

На этот раз выбирали местную власть – депутатов регионального и муниципального уровня и мэров городов. Их результаты зафиксировали совсем не то, чем гордится Порошенко – на Украине нет не пятой колонны, а общенациональных сил, способных заново объединить страну. Процесс дезинтеграции, набравший силу после фактического развала старой, домайданной Украины в феврале прошлого года, постепенно набирает свои обороты. Нынешняя политическая «элита», с одной стороны, ничего не может с этим сделать, а с другой – активно в нем участвует.

Нынешние выборы были не рядовыми – депутатов избирали не на пять лет, а всего на два года. Связано это с тем, что на Украине началась децентрализация, передача полномочий регионам. При этом сама реформа не закончена – то есть не внесены изменения в конституцию, отсюда и такой сокращенный срок полномочий новых депутатов, что, конечно, лишь подчеркивает шаткость всей украинской политической системы.

Децентрализация была вынужденным шагом – после ухода Крыма и начала войны в Донбассе нужно было что-то делать для того, чтобы остановить развал страны. Конечно, можно было бы просто устранить главные причины развала – отказаться от русофобии и евроинтеграции, но этот вариант был абсолютно невозможен для сил, устроивших Майдан. Поэтому оставалось только делиться полномочиями – тем более что этого требовал и восставший Донбасс.

Но ни о какой федерализации, которую требовали на Юго-Востоке, Киев и слышать не хотел – заменив ее на децентрализацию. Впрочем, полтора года спустя спор о терминах уже не имеет никакого значения. Донбасс окончательно потерян для нынешней Украины, и понятно, что при любой прозападной власти он в ее состав не вернется.

Но вот для остальных регионов децентрализация важна – и она дает возможность слабой киевской власти укрепить свое положение, попытавшись найти хоть какое-то равновесие с региональными элитами и успокоив местное население, пообещав ему больше прав в установлении местных же порядков (грубо говоря, что Харькову не будут запрещать праздновать 9 Мая, а во Львове будут чествовать бандеровцев).

Беда в том, что децентрализация как средство укрепления государства не сработает – наоборот, в текущей ситуации она станет очередным шагом к упразднению Украины как таковой. Потому что и сама Украина, и нынешняя киевская власть – это искусственные, временные образования. Все время существования единой Украины противоборствующие силы внутри нее находились в постоянной борьбе и грызне. Создавались и распадались коалиции, политики бесконечно меняли партии, а олигархи – свои ставки на ту или иную силу.

Все это было очень увлекательно для участников процесса, но совершенно разрушительно для самой Украины и ее и так шаткого единства. После Майдана и нарушения минимального баланса сил все это кончилось развалом страны – которую попытались собрать военной силой, развязав гражданскую войну на ее востоке. Грызня среди победителей, попытки радикалов спихнуть новую власть – все это началось сразу же после февральского переворота, но в прошлом году большая часть «элиты» все-таки сплотилась против главной угрозы: опасности полного развала государства (ну а население сплачивали «российской угрозой»).

Избрав президента, а потом и парламент, убедившись, что Донбасс потерян, к началу этого года украинские «элиты» смогли сосредоточиться на своем любимом занятии – борьбе за власть.

Шаткие коалиции, образование новых партий, покупка депутатов и продвижение своих чиновников – на всех уровнях, от общенационального до муниципального. Местные выборы должны были зафиксировать нынешнюю расстановку сил – но не просто на региональном уровне, а в целом, по всей Украине, и стать началом нового этапа борьбы за власть.

Нового – потому что эта борьба не прекращается на Украине ни на минуту, и сейчас в повестку дня встает главный вопрос: в какой форме она будет идти в ближайшие месяцы? Через подготовку к внеочередным парламентским выборам, на которых настаивает часть «элиты», или через развал нынешней правящей коалиции и образование нового правительства? Третий сценарий – уличный Майдан и новый переворот – пока что остается в запасе у противников Порошенко, но по мере обострения как противоречий, так и социально-экономической ситуации может быть активизирован.

Что показали нынешние выборы? Главный их итог – Украина по-прежнему раздроблена, и противостояние между различными отрядами «элиты» начинает усиливаться. Сейчас все основные группы зафиксировали свое влияние – сохранили контроль над своими регионами, сделали своих людей депутатами в других регионах, образовали альянсы. В реальности практически все регионально-олигархические кланы на Украине не просто выходят на общенациональный уровень, но и ставят себе целью приход к власти в Киеве – пусть и не самостоятельно, а в составе той или иной коалиции.

Только к этим выборам было образовано несколько крупных партийных проектов олигархов с Восточной Украины, имеющих общенациональные амбиции – «Возрождение» и УКРОП Коломойского и «Наш край» пула харьковских бизнесменов. Они выступали в разных регионах и добились успеха не только в своих «родных» областях. Их амбиции понятны – они хотят не только контролировать свои регионы, но и иметь свою долю в украинском правительстве. Которое сейчас держится на коалиции из четырех сил – блока Порошенко, партии «Народный фронт» Яценюка – Турчинова, «Батькивщины» Тимошенко и «Самопомощи» львовского мэра Садового и бывшего шефа СБУ Наливайченко.

Партия Яценюка вообще не участвовала в выборах, а сам премьер поддержал блок Порошенко, что, впрочем, не могло прибавить тому голосов – популярность премьера стремится к нулю. «Батькивщина» неплохо выступила на волне снова растущей популярности Тимошенко, укрепила позиции и «Самопомощь». Но и Тимошенко, и Садовый могут в любой момент отказать правительству в поддержке – развалив коалицию, они откроют путь к внеочередным парламентским выборам.

На которых не только Яценюк, но и Порошенко не могут рассчитывать на победу – воскресные выборы показали, что блок Порошенко, включающий в себя теперь и партию Кличко «УДАР», и симпатии «Народного фронта», получил чуть ли не в три раза меньше, чем взяли эти три партии год назад на парламентских выборах. При этом надо учесть, что в ряде регионов власть могла задействовать и административный ресурс – накручивая явку, которая на западе страны была раза в полтора больше, чем на юго-востоке.

На этом фоне прибавили и крайние радикалы – «Свобода» Тягнибока и новый УКРОП с Ярошем, жива пока что и Радикальная партия Ляшко. Бывшие члены Партии регионов – кроме тех, кто давно пристроился к новым властям – шли или в Оппозиционном блоке, или в «Нашем крае», которые хорошо выступили на Юго-Востоке.

Таким образом, местные выборы подтвердили, что симпатии украинских избирателей переменчивы – разочарование в нынешней власти уже наступило, и теперь все приходит в обычное состояние поиска новых кумиров или возвращения к отвергнутым раннее фигурам. Украинская политическая карта все сильнее дробится, распадается на мелкие и временные альянсы – то есть становится тем, чем она и была в нулевые годы, то есть до того момента, когда пришедший к власти Янукович попытался сделать Партию регионов главной политической силой страны, не нуждающейся в коалициях и союзниках. Естественно, при этом сама ПР была построена по номенклатурно-региональному принципу – включая в себя множество региональных элит – но все-таки опиралась в основном на юго-восточные и центральные регионы.

Ее свержение вернуло к жизни прежнее состояние украинской политики – соперничество множества мелких партий, выстроенных под имена вождей, манипулируемых олигархами и опирающихся на те или иные региональные элиты. Соперничество, которое неизбежно заканчивается дракой и майданом.

Из всего этого пазла нынешняя киевская власть пытается сложить «Украину» – но в условиях коллапсирующей экономики, скорого разочарования в европейской приманке и неистребимой жадности олигархата сделать это не смог бы даже сказочный герой. Впрочем, он бы вспомнил слова, которые объединяют нынешнюю территорию незалежной: Мало- и Новороссия.