8 марта. Беременный протест

На модерации Отложенный

Петербурженки вышли на улицу, чтобы прокричать о дискриминации по гендерному признаку

Накануне 8 марта в центре Петербурга на уличную акцию протеста вышли беременные женщины и молодые мамочки. Из мужчин тут был только чей-то дедушка с плакатом: «Не надо цветов – подарите закон!» и годовалый Владислав в коляске - сын молоденькой Алисы Фаст (см. на снимке). Дипломированный специалист с высшим образованием, Алиса рассказала корреспонденту «Свободной прессы» о том, как она дошла до жизни такой:

– Я работала в реставрационной фирме ООО «Дидал». Когда начальник узнал, что я беременна, - уволил, сказал, что нам такие работники не нужны, хотя до этого никаких претензий ко мне не было. А я еще попала на сохранение беременности, но ни больничный, пока я лежала на сохранении, мне не оплатили, ни декретное, вообще никаких пособий. Даже записи в трудовой книжке о моем увольнении нет, а приказ об увольнении начальник не дал, говорит: «Бери, где хочешь».

«СП»: - Как он мотивировал свое поведение?

- Он говорил: ты беременна, а мне такие работники не нужны. Когда я выходила на работу, у меня еще декретный не начался, и я приходила со свидетелями, потому что боялась его, он был агрессивно настроен, говорил: «Уходи, я не пускаю тебя на работу, у нас работы нет», а мои напарники говорили: работа есть. Они работали в Пушкине, реставрировали Екатерининский дворец.

«СП»: - Что вы предприняли?

- Судились, выиграли суд, мне назначили пристава. Сегодня, если успею, поеду к нему. Пристав должен найти начальника фирмы, чтобы мне вернули деньги за все полагающиеся мне пособия. Сегодня ребенку год. А денег так я так и не получила.

«СП»: - Как зовут начальника?

- Танасейчук Александр.

Пока Алиса рассказывала о своих злоключениях, другая пострадавшая мама в микрофон рассказывала собравшимся, как ее уволили на третьем месяце беременности, причем ни суд, ни прокурор так и не восстановили справедливость. Народ в этом людном месте возле метро «Владимирская» уже собрался и с сочувствием слушал рассказы пострадавших. Какой-то дядечка в толпе слушал-слушал, потом с досадой сказал: «Позор такой власти!» Владислав в коляске заплакал. Ему надоел весь этот шум.

А в это время руководитель общественной правозащитной организации Санкт-Петербургской «Петербургская эгида» Римма Шарифуллина звонким голосом докладывала собравшимся о положении беременных женщин в северной столице.

- Они подвергаются травле и давлению на работе. Их увольняют. Они теряют достаточно большие пособия по беременности и родам, а те, кто не поддаются на угрозы работодателя и начинают бороться за свои права, сталкиваются с судебной волокитой и отсутствием средств на защиту. Но даже имея на руках судебное решение, они не могут получить свои деньги, так как работодатели исчезают. Деньги этих мам, которые находятся в Фонде социального страхования, по существующему закону они могут получить только через работодателя. Нужно изменить закон, чтобы пособия выплачивались женщинам напрямую их Фонда.

Мы уже давно обращаемся с этим предложением во все инстанции. Но 90 % Законодательного собрания Петербурга и Государственной Думы – мужчины, которые не сталкиваются с такими проблемами. Они нас не слышат.

Обычно 8 марта нам дарят цветы, говорят теплые слова, признаются в любви. Но мы знаем, что это единственный день в году, когда к женщинам столько внимания. Мужчины, работодатели, чиновники, депутаты! Нам очень жаль, что в остальные дни года вы проявляете глубокое безразличие к нам и нашим детям.

«СП»: - Почему так получается?

- Потому что в нашей стране нет закона, который бы защищал этих женщин от произвола работодателей. На сегодняшний митинг хотели прийти 100 мам, которые пострадали, но нам разрешили только ограниченное количество участников.

«СП»: – Речь идет лишь о беременных?

- Не только. Сегодня женщина, которая сидит с ребенком, не выгодна работодателю. Берут мужчин. В половине семей женщины сами воспитывают детей. Их трудовые права нарушаются повсеместно. Наши газеты пестрят дискриминационными объявлениями о приеме на работу по половому признаку: предпочтение отдается мужчинам.

«СП»: – Что можно предпринять?

- Мы подали в прокуратуру очень много заявлений об увольнении беременных женщин. Ведь по нашему закону их запрещено увольнять. К сожалению, ни одного уголовного дела в отношении работодателей, которые увольняли беременных, не заведено. Если ситуация так и будет продолжаться, то женщины просто перестанут работать, а средств к существованию у женщин с детьми практически нет. Многие мужья и в полных семьях потеряли работу. Ситуация очень тяжелая. Поэтому мы хотим возродить традицию: 8 марта бороться за свои права.

Тем временем, собравшиеся начали скандировать лозунг: «Не надо цветов, подарите закон!» От имени законодателей вызов принял депутат ЗАКСа от КПРФ Владимир Федоров:

- Вы говорите, что мужчины-депутаты не видят, не понимают проблемы, а я назову в той же Госдуме женщин, которым плевать, что происходит в нашей стране с женщинами и с детьми. Деление идет по другому признаку: товарищи или господа. Господ там сидит больше. Отсюда и законы. Человек, который сегодня главной целью видит прибыль и набивание карманов – зачем ему платить беременной женщине? Получит ли он компенсацию из бюджета? Гарантии нет. Что ему проще сделать? Сохранить свои деньги. И плевать ему на то, будет ли больше народу в России, его беспокоят только собственные дела. Могу сказать одно: сегодня же возьму требования участников митинга. Рассмотрим их на фракции, думаю, депутаты нас поддержат. И я сделаю запрос губернатору: сколько сегодня у нас выброшенных за борт с работы, какова ситуация, какова задолженность по пособиям? Если не подействует - дойдем до премьер-министра.

Мытарства беременных в Москве

Женщины, готовящиеся стать мамами, сталкиваются с трудностями не только на работе. Масса проблем возникает у будущих рожениц и там, где, по идее, их быть не должно в принципе – в медицинских учреждениях. Вот что нам рассказала Ксения Набойченко, пятикурсница одного из столичных вузов, которая приехала в столицу из Карелии.

- Имея подмосковную регистрацию (на год), и беременность сроком 27 недель, я попыталась встать на учёт в женскую консультацию по фактическому месту проживания в Москве. Это оказалось невероятно сложно, хотя по закону, имея копии российского паспорта, медицинского полиса и регистрации гражданка РФ может встать на учёт в любую ЖК.

Я пошла в поликлинику №146. В регистратуре меня сразу направили в ЖК, которая к этой поликлинике приписана. В консультации меня сначала отправили к заведующей, но уже в очереди сказали, что нужно иметь прикрепление в поликлинике, и только с ним можно встать на учёт.

В поликлинике объяснили, что для того, чтобы к ним «прикрепиться», нужно иметь копии паспорта, страхового медицинского полиса, регистрации и паспортные данные людей, которые сдают в аренду квартиру. Хозяевам это всё ни к чему, они не хотят делать никаких документов и копий. К счастью, при очередном посещении поликлиники в администрации объяснили, что можно сделать копию договора найма, и приложить его к копиям других документов вместо разрешения хозяев квартиры. Всё то же самое ещё неделю назад могли сообщить и в ЖК, но не стали себя утруждать лишними разъяснениями.

В поликлинике я сдала все необходимые документы, там же написала заявление с просьбой о прикреплении. Мне сказали: курьер доставит бумаги в Управление здравоохранения, через несколько дней в поликлинику придёт ответ: разрешено прикрепление, или нет. Если нет, то письменно будут указаны причины отказа. Если же таких причин в управлении не обнаружат, и прикрепление будет получено, с ним снова нужно идти в ЖК. В таком случае отказать в постановке на учёт ЖК уже не может, т.к. прикрепление к поликлинике означает автоматическое прикрепление к консультации.

Вроде бы все просто, но…

Женская консультация работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья, но заведующая ЖК, к которой нужно обращаться для постановки на учёт, принимает два раза в неделю - в понедельник с 16.00 до 20.00 и в четверг - с 13.00 до 15.00.

Всё это продолжается вторую неделю. Если бы не попалась совершенно случайно вменяемая секретарь администрации поликлиники, так и пинали бы туда-сюда ещё несколько недель. А ведь всего-то требовалось объяснить, какие конкретно нужны бумаги и что делать в случае, если некоторые из документов по каким-то причинам невозможно приложить (например, паспорт хозяйки квартиры).

Зато слова о том, что «рожайте там, где прописаны», приходилось слышать неоднократно. Пугало и другое: встать на учёт желательно до 30-й недели (лучше – на 12-й). В противном случае грозит роддом при 36-й инфекционной больнице, где рожают бомжи. Условия там соответствующие.

О том, как разговаривают в наших ЖК с беременными можно написать отдельную книгу – при том, что за каждую поставленную на учёт женщину, консультация получает деньги( за каждый выданный родовой сертификат). В общем, здоровья и радости контакты с нашими медицинскими учреждениями не добавляют.